Vae victis — «Горе побеждённым»
Россия не участвовала в разработке и подписании Версальского договора.
Более того, она была одной из сторон, против которых этот договор был направлен! Именно поэтому о её «участии», а точнее, — неучастии, — так мало пишут. Почему?.. Ключевая причина — кардинальная смена власти в Империи и её выход из Первой мировой войны...
После Октябрьской революции 1917 года новое советское правительство во главе с Лениным взяло курс на немедленное окончание кровавой бойни, которая по праву считалась империалистической. Советская Россия подписала сепаратный мир с Германией и её союзниками: Брест-Литовский договор марта 1918-го. По условиям сего двустороннего Акта — Россия:
Признавала независимость Украины, Белоруссии, Прибалтийских стран, Финляндии и Грузии.
Передавала Германии огромные территории: Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии.
Уплачивала огромную контрибуцию.
Для стран Антанты это был акт предательства. Они воевали вместе, а Россия «сбежала с поля боя», заключив сепаратный мир с врагом, позволив Германии перебросить войска на Западный фронт. Это и понятно — к моменту начала Парижской мирной конференции в январе 1919 года в послереволюционной России полным ходом шла Гражданская война. Советское правительство не контролировало всю территорию страны, к тому же не было признано ведущими мировыми державами. Что привело к ведению Гражданской войны на несколько фронтов: что было самым прямым и очевидным следствием «непризнания». Территория страны болезненно фрагментирована: контроль большевиков ограничивался в основном центральными районами России вокруг Москвы и Петрограда. На остальной территории существовали:
Белые армии: Деникин на Юге, Колчак в Сибири, Юденич на Северо-Западе.
Националистические движения и независимые государства: например, Украина, Грузия.
Иностранные интервенты (иноагенты по-нынешнему): войска Антанты, США, Японии на Дальнем Востоке, в Архангельске, Крыму.
Страна была превращена в единый военный лагерь. Вся экономика, политика-идеология подчинены одной цели — победе в войне. Чтобы выжить и вести безапелляционные сражения в условиях разрухи и потери стержневых ресурсных регионов (угля Донбасса, хлеба Украины и Сибири), советское правительство ввело чрезвычайные экономические меры. Это и печально известная, но столь необходимая на тот момент продразвёрстка: принудительное изъятие «излишков» хлеба и продовольствия у крестьян для снабжения городов и армии. И национализация промышленности, даже мелких предприятий. Запрет частной торговли: товарообмен шёл по карточкам, деньги практически обесценились. Трудовая повинность: «силовое» привлечение к труду. Позволив Красной Армии выстоять, но — вызвала колоссальное недовольство крестьянства и рабочих, что вылилось в восстания, например, Кронштадтское в 1921 году. И ктати, до сих пор не утихают исторические споры в удивлении учёных, как была крайне быстро мобилизована и сформирована столь огромная Красная Армия
Одновременно потеря сельскохозяйственных и сырьевых баз, заключавшихся в отсутствии доступа к Украине, Сибири, Северному Кавказу, — означало нехватку хлеба, угля, металла, нефти. Разруха транспорта, продразвёрстка и общая дезорганизация привели к массовому голоду в городах и ряде регионов. Широко распространились тиф, холера, грипп.
Согласимся, непризнание России ведущими державами Антанты имело весьма серьёзные последствия… Советское правительство практически лишено было официальных каналов для диалога, его голос не был слышен на международной арене. Страна не могла получать займы, вести нормальную международную торговлю, что усугубляло экономическую катастрофу. Непризнание де-юре сочеталось с де-факто признанием Белых правительств как законных представителей России с оказанием им военно-финансовой помощи. Что поощряло создание «образа врага», причём с обеих сторон: шла активная идеологическая битва «за разум масс». Для Запада Советы были «заговорщиками-изгоями»; для большевиков Запад — «империалистический хищник». Это надолго заложило основу взаимного недоверия.
Понятно, что постоянные внешние и внутренние угрозы стали оправданием для ужесточения диктатуры: власть всё больше концентрировалась в руках партии и лично Владимира Ленина. Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией получила огромные полномочия для подавления любого инакомыслия: в условиях хаоса и раздробленности единственным способом удержать власть была жёсткая вертикаль. В итоге ситуация 1919 года вела к тотальной мобилизации всех сил страны на войну, сопровождавшуюся колоссальными человеческими жертвами, экономической разрухой, и — установлением прямой однопартийной диктатуры. Парадоксально, но именно эта борьба за выживание во многом сформировала политическую систему и «осадный менталитет» советского государства на десятилетия вперёд.
В свою очередь, страны-победительницы: в первую очередь США, Великобритания и Франция, — не пригласили советское правительство на конференцию. Они рассматривали большевиков, повторимся, — как предателей и нелегитимных правителей. Более того, Антанта в ту пору активно поддерживала Белое движение в Гражданской войне, то есть фактически находилась в состоянии войны с Советской Россией.
Тем не менее, хотя Россия не подписывала «Версаль», его статьи напрямую её касались, и для Советов он был крайне невыгоден и даже — унизителен. «Версаль» юридически закреплял распад Российской Империи. Признавая независимость Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, которые ранее входили в её состав. Особенно важна была Статья 116, где говорилось, что: «Германия признаёт... право России получить с Германии всякие репарации, основанные на принципах настоящего Договора». — Что, правда? Вы серьёзно?.. — хочется воскликнуть. Это означало, что за Россией формально сохранялось право требовать от Германии репарации за ущерб, причинённый в войне. Однако была одна проблемка… Чтобы получить репарации, Ленин должен иметь признанное правительство. А для этого — сам должен был выплатить долги Российской Империи странам Антанты: — которые были реально огромны.
Советское правительство отказывалось платить эти «царские долги». В результате западные страны использовали статью 116 как рычаг давления, дескать: «Сначала признайте и выплатите долги, тогда, возможно, получите репарации». — В итоге Советская Россия так и не получила от Германии никаких компенсаций, хотя понесла в войне колоссальные потери. Тут можно пробежаться по долгам поподробнее…
«Царские долги» — общее название для облигаций государственных займов, размещённых Российской Империей на фондовых биржах Франции, Великобритании, США, Германии и других стран. Фундаментальный кредитор — Франция. На её долю приходилось около 80 % всех внешних долгов. Французские рантье (от мелких лавочников до крупных банкиров) массово скупали российские облигации, которые считались(!) тогда весьма надёжными. Сумма только перед Францией оценивалась в 12-15 миллиардов золотых франков (примерно 4.5-5.5 миллиардов золотых рублей). Великобритания была вторым по величине кредитором. Займы шли на финансирование железнодорожного строительства, военные нужды и т.д. Хотя США вступили в войну позже, они также предоставили Временному правительству займы (примерно $200 млн по курсу той эпохи), которые большевики также отказались платить. Общая сумма внешнего долга Российской Империи на 1917 г. оценивается исторической наукой в районе ~8.5-10 миллиардов золотых рублей. Для сравнения: весь годовой бюджет России в 1913 г. составлял около 3.4 млрд рублей.
Отдельная главка — военные долги, являющиеся частью внешних займов, но — как правило выделяющиеся в статистике порознь. Это — займы, заключённые после начала Первой мировой войны меж Россией и её союзниками по Антанте для закупки оружия, боеприпасов, обмундирования-продовольствия. Великобритания и Франция были основными кредиторами по этим статьям. Они не только давали деньги, но и поставляли материалы в кредит. Ну, и «остатки», так сказать, — долги частному сектору в виде обязательств перед иностранными компаниями, инвесторами, вложившими капитал в российскую промышленность: в железные дороги, горнодобывающий сектор, металлургию и т.д. Из вышеприведённых причин берётся весь «тяжёлый» массив русской, российской задолженности, претерпевающей столь чудовищные перипетии.
Ситуация — патовая… Позиция Антанты: «Мы готовы признать вас де-юре и даже допустить к репарациям с Германии, но только если вы, как правопреемники России, признаете и выплатите все долги ваших предшественников — Империи и Временного правительства». Позиция большевиков (первоначальная): 3 февраля 1918 года они приняли Декрет об аннулировании государственных займов. С их точки зрения, это были долги «царского режима и буржуазии», которые вели войну в интересах капиталистов. Платить по ним они не собирались на принципиальной основе. Попытка решения была предпринята на международной Генуэзской конференции 1922 года, куда пригласили и Советскую Россию.
Западные страны выдвинули единые требования: признание долгов + компенсация национализированной иностранной собственности. Советская делегация — во главе с Чичериным — пошла на хитрый рискованный шаг. Они согласились обсудить вопрос о долгах, но при одном условии: «Если вы нам простите долги и предоставите новые займы на восстановление, мы готовы признать старые долги. Но одновременно вы должны компенсировать нам ущерб от интервенции и блокады в Гражданскую войну, который многократно превышает сумму царских долгов». — По сути, это была игра «ва-банк» гениального дипломата Чичерина. Расчёт был на то, что сумма требований России о возмещении ущерба (около 50 млрд золотых рублей) была настолько велика, что западные страны предпочтут «обнулить» взаимные претензии.
Поначалу переговоры в Генуе однозначно зашли в тупик... Однако именно там советской дипломатии удалось совершить прорыв, подписав с Германией Рапалльский договор. По которому Германия и Советская Россия взаимно отказываются от всех финансовых претензий друг к другу, включая репарации и долги. Это был гениальный ход: СССР де-факто отказался от репараций с Германии, но зато и от долгов, — получив важнейшего экономическо-военного партнёра в состоянии всемирной изоляции.
В конечном счёте советское правительство так и не признало царские долги. Что стало одним из камней преткновения в отношениях с Западом на многие десятилетия. Частичные урегулирования с некоторыми странами происходили уже много позже, в 1980—1990-е годы, когда СССР и затем Россия как правопреемница договаривались о символических выплатах в обмен на снятие этого вопроса с повестки дня. Но вернёмся к мирному договору июня 1919-го…
Версальская система была направлена не только на сдерживание Германии, но и на изоляцию Советской России. Создание цепи независимых государств от Балтики до Чёрного моря: Польша, Чехословакия, Румыния, — имело целью не допустить распространение коммунистической революции на Запад. Это называлось «санитарным кордоном». В пору задаться вопросом: почему же об этом так мало пишут? Самая простая причина заключается в том, дескать, нельзя много писать о событии, в котором страна не участвовала. В учебниках истории основное внимание уделяется сторонам, которые договор готовили и подписывали. Собственно, в СССР Версальский договор трактовался как «сговор империалистических хищников», направленный против трудно шагающей, но победоносной советской власти. Акцент делался на несправедливости и заложенных в договоре противоречиях, которые привели ко Второй мировой войне. Участие России как таковое не рассматривалось, потому как СССР позиционировал себя как антипод «старому “протухшему” миру», представленному в Версале ключевыми фигурами: Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и Дэвид Ллойд Джордж. Витторио Орландо (Италия), хотя и был премьер-министром, лично не подписывал окончательный вариант договора от имени Италии. Россия к 1919 году «выпала из игры» и рассматривалась как проблемная территория, охваченная хаосом, а не как субъект международной политики.
Упоминание о России в Версальском договоре (в статье 116) было не актом признания, а — скорее юридической формальностью, инструментом политического давления. Роль России в Версальской системе была не ролью участника, а ролью «призрака за столом переговоров» — страны, чье отсутствие и чья новая «враждебная» идеология во многом определяли решения победителей. Именно поэтому косвенное, но всё-таки участие России в договоре, — тема, которой в историографии уделено мало внимания.
Договор от 3 марта 1918 г. был частью сложного дипломатического процесса. Непосредственно в подписании самого документа участвовали две стороны. С одной стороны: Советская Россия, — представленная на третьем этапе делегацией во главе с Г. Я. Сокольниковым. С другой: Четвертной союз (или Центральные державы) в составе:
Германская империя
Австро-Венгрия
Османская империя
Болгарское царство
И хотя Четвертной союз — это целых 4 государства, на переговорах они выступали как единая сторона с общими интересами, ведомые самой сильной из них — Германией. Ситуация становится понятнее, если рассматривать Брест-Литовский мир как процесс, состоявший из нескольких соглашений:
15 декабря 1917 г. Перемирие. Советская Россия подписала с Четвертным союзом соглашение о прекращении боевых действий. Это была первая ступень.
9 февраля 1918 г. Сепаратный мир с Украинской Народной Республикой (УНР). Это ключевой момент! УНР на тот момент была третьей стороной переговоров. Пока советская делегация затягивала переговоры, Четвертной союз заключил отдельный мир с делегацией УНР, признав её независимость. По этому договору УНР обязывалась поставить Германии и Австро-Венгрии миллионы тонн продовольствия в обмен на военную помощь против советских войск. Это резко усилило давление на Советскую Россию.
3 марта 1918 г. Мирный договор с Советской Россией. Это и есть тот самый «Брестский мир» в натуре, как говорится… К сему моменту УНР уже была признана независимым государством — союзником Германии, — потому в подписании этого конкретного документа не участвовала.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев