Моонзундская операция
Моонзундская наступательная операция советских войск по освобождению островной части Эстонии началась 27 сентября 1944 года, сразу же за Таллинской операцией. Моонзундский архипелаг представляет собой почти тысячу островов. Самые крупные из них — о-ва Вормси, Хийумаа, Муху и Сааремаа. (В дореволюционные времена и при гитлеровской оккупации они назывались на немецкий лад — Вормс, Даго, Моон и Эзель).
Эти острова имели важное стратегическое значение: с военно-воздушных и военно-морских баз немцы могли контролировать морские пути в Рижский залив. В проливе между о. Сааремаа и Курземе находилось несколько минных полей. Освобождение оккупированных островов заняло два месяца — советские войска воевали там с 25 сентября по 24 ноября 1944 года. Бои за о-в Сааремаа были наиболее ожесточенными. Гитлеровцы использовали его как военно-морскую базу. Сырве — северная оконечность острова. Здесь последние части вермахта грузились на корабли, чтобы навсегда уйти из Эстонии. Но Сырве планировали удерживать как можно дольше и даже называли его своим «Балтийским Гибралтаром». Техумарди — деревня вблизи «бутылочного горла», перешейка, связывающего Сырве с остальной территорией о-ва Сааремаа.
После вступления советских войск в Таллин, освобождение материковой части Эстонии по сути завершилось. Впереди стояла более сложная десантная операция, требовавшая взаимодействия сухопутных сил и Краснознаменного Балтийского флота. 27 сентября советская морская пехота при поддержке войсковой и корабельной артиллерии захватила о. Вормси. А 29 сентября 11 катеров Краснознаменного Балтийского флота и 90 автомобилей-амфибий под прикрытием дымовой завесы высадили десант на о. Муху. Начальник артиллерии корпуса полковник Карл Ару организовал огневую поддержку десанта — артиллерия Эстонского корпуса выпустила за 20 минут до 5 000 снарядов. Первоочередной задачей был захват порта Куйвасту.
Первыми к берегу причалили катера 1-го батальона 925-го полка 249-й эстонской дивизии. Одним из первых на берег высадился взвод лейтенанта Г. Соо. Несколько вражеских пулеметных точек вели огонь по десанту. Пулеметчик Николай Матяшин со своим заряжающим, рядовым Йорссом, сразу же уничтожил два пулемета и орудийный расчет противника. Несмотря на ранение, Матяшин удерживал плацдарм до тех пор, пока не подоспели другие подразделения. Следом высадился взвод лейтенанта Альберта Репсона, захвативший вражескую траншею. К вечеру 30 сентября о-в Муху был очищен от противника, более 2 000 солдат и офицеров противника взяты в плен. 7-я эстонская дивизия и корпусные части 8-го Эстонского стрелкового корпуса переправились на о. Муху 1 октября для последующей высадки на о-в Сааремаа. За подвиг, совершенный при высадке десанта на о. Муху, младшему сержанту Н. Матяшину, лейтенанту А. Репсону и сержанту Э. Тяхе было присвоено звание Героев Советского Союза1.
2 и 3 октября советский десант — силы 109-й и 131-й стрелковых дивизий — освободили о-в Хийумаа. (131-я из-за шторма смогла высадиться на следующий день.) В ночь на 3 октября главные силы гитлеровцев, бросив технику и снаряжение и взорвав за собой дамбу, ушли на соседний остров Сааремаа, который стал их последним оплотом. В его освобождении должны были принять участие обе дивизии Эстонского корпуса2.
Бой у Техумарди
Утром 5 октября после артиллерийской и авиационной подготовки на северный берег о-ва Сааремаа высадились 482-й стрелковый полк (сп) 109-й стрелковой дивизии (сд) с о-ва Хийумаа и 593-й и 743-й сп (131-й сд) из материковой Эстонии. Одновременно с ними с о-ва Муху через пролив Вяйке-Вяйн переправились 7-я и 249-я эстонские сд. Первой форсировала пролив рота 300-го полка 7-й эстонской дивизии под командованием лейтенанта Н. Калинкина. Особую отвагу проявил командир разведгруппы младший лейтенант Август Аллик (за этот бой он получил звание Героя Советского Союза). Часть сил 7-й и 249-й дивизий прорвались на Сааремаа по восстановленной им Ориссаарской дамбе с о-ва Муху. К вечеру того же дня эстонские полки продвинулись на 30 км вперед на 40-километровом фронте и соединились с наступавшими с севера частями 131-й дивизии.
6 октября, разгромив около полка пехоты, части 8-го Эстонского корпуса продолжили наступление. 7 октября во второй половине дня они выбили немецкие войска из административного центра острова, города Курессааре (в советское время — г. Кингисепп), и заняли порт Роомассааре. В городе было захвачено множество складов и трофеев — пушек, автомашин. Комендантом города генерал Лембит Пэрн назначил своего заместителя полковника Василия Кюлаотса — бывшего офицера Эстонской армии, ветерана первых боев с гитлеровцами летом 1941 г. (Тогда Кюлаотс был командиром 42-го сп 180-й сд 22-го Эстонского стрелкового корпуса.) Части 8-го Эстонского корпуса продолжили преследование противника. На Сааремаа им пришлось преодолеть четыре рубежа обороны. Шестой находился перед деревней Техумарди. После потери Курессааре сюда были стянуты все силы немцев, отступавшие к Сырве3.
В ночь с 8 на 9 октября для разведки вперед был выслан мобильный передовой отряд под командованием майора Владимира Миллера (командира 307-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона). Его батареи на открытых «виллисах» легко маневрировали, а при встрече с противником быстро разворачивали 45-мм орудия для боя. В состав передового отряда также вошли две стрелковые роты 925-го полка, танки и самоходные орудия. Задача отряда состояла в том, чтобы захватить вход на полуостров Сырве до подхода врага. Отряд Миллера встретил неожиданно упорное сопротивление противника. Это произошло у деревни Техумарди. Артиллеристы и танкисты ответным огнем подавили сопротивление, немцы начали отходить к деревне Сальме. Майор Миллер решил преследовать их. Но противник снова открыл огонь и несколько раз переходил в контратаку.
Ситуация у Техумарди сложилась такая: кто первым захватит перешеек и полуостров Сырве: советские войска или немцы, отступавшие из Курессааре? И ночью противники столкнулись у самого перешейка как будто в тесном и темном дверном проеме. В это время к деревне подошел передовой батальон 917-го стрелкового полка под командованием майора Г. Караульного и вступил в бой с фашистами, отступавшими от Курессааре. На перекрестке дорог у Техумарди вновь разгорелся бой. Звуки этого боя слышали и в передовом отряде Миллера. Позади отряда, как они предполагали, должен был находиться батальон майора Караульного. Но… при свете осветительной ракеты бойцы увидели приближающиеся танки и БТРы с крестами на борту. Вскоре стали слышны команды на немецком языке. Последние сомнения рассеялись — враг вышел в тыл отряду. Как выяснилось позднее, это был 67-й пехотный полк гитлеровцев с бронемашинами, спешно отступавший из Курессааре на полуостров Сырве. Он с большими потерями прорвался через батальон Караульного и оказался в тылу у Миллера. Передовой отряд Миллера снова спас положение.
«В кромешной тьме разгорелся кровопролитный бой, — рассказывает полковник Карл Ару. — Раздался адский грохот со всех видов оружия. Расчеты батареи лейтенанта В.Ранда быстрее других развернули орудия и открыли огонь по вражеским танкам и бронемашинам. Первым же снарядом один броневик подбил наводчик Э. Каре, мастер артиллерийского огня… один фашистский танк прорвался с фланга на позицию батареи. До нее оставались считаные метры. Наводчик К. Лоссман, славившийся своим артиллерийским талантом и удивительным хладнокровием, первым же снарядом поджег машину…»
После уничтожения первых прорвавшихся бронемашин и танков, как рассказывал командир батареи лейтенант В. Ранд, «самыми опасными стали отделившиеся от колонн малокалиберные зенитные самоходные пушки, которые быстро приближались…». Это были 20-мм скорострельные зенитные орудия Flak 30 или Flak 38. Первая имела выпускала 280 осколочных снарядов в минуту, вторая усовершенствованная модель — 420 снарядов. Такие же немцы использовали против американских войск на Ремагенском мосту во время битвы за Арденны.
«Наши истребители танков не растерялись, — вспоминает лейтенант Ранд. — Несмотря на ураганный огонь автоматических орудий, а также взрывы ручных гранат, наши расчеты стреляли исключительно точно. Картечью были уничтожены расчеты вражеских орудий… Но кое-где неприятелю все же удалось проникнуть между нашими орудиями».
Воспользовавшись темнотой, остатки немецкой колонны попытались небольшими группами проскочить через боевые порядки советских войск и очутились в самом их центре. Личной храбростью снискали славу лейтенанты А. Кайро, П. Кивиселья, сержанты Э. Нымм, С. Виллам, Э. Лехесалу. Вот тут и началась рукопашная:
«В ход пошли приклады, ножи, лопаты — все, что находилось под рукой, — по словам лейтенанта Ранда. — …Каждый внимательно следил в темноте за подкрадывающимися и ползущими телами. Как только замечали конфигурацию фашистской каски, на врага опускалась рука с оружием…»
По словам других участников боя (в том числе замполита 917-го полка А. Курме), здесь даже нельзя было стрелять — можно было попасть в своих. Между собой перекликались особыми словами. Кто свой, а кто чужой — в темноте определяли по прическе. У своих была короткая стрижка, а немцы носили длинные волосы à la фюрер. Ухватив врага за чуб, сразу же били ножом, чтобы самому не быть убитым. В ход шли приклады, штыки, ножи, лопаты, кирки, мотыги — все, что было под рукой…
«Фашисты не сумели пробиться к своим, — завершает свой рассказ К. Ару, — хотя их колонна в несколько раз превосходила наши силы. Утром 9 октября все увидели ошеломляющую картину ночного побоища. Дорога и прилегающая местность были усеяны вражескими трупами, глаз не различал даже придорожных кюветов. В хаосе валялись разбитые и сгоревшие танки, машины, броневики, кучами лежало оружие и другое боевое снаряжение»4.
Их потери составили до 300 человек убитыми, а в качестве трофеев эстонские солдаты захватили:
танк,
2 самоходные, 2 полевые и 4 зенитные пушки,
60 пулеметов,
2 легковые и 6 грузовых машин,
большое количество мотоциклов.
Наши потери тоже были немалыми. В этом бою погибли начальник автотанкового отдела корпуса подполковник-инженер Г. Россе, майор Владимир (Вольдемар) Миллер, друг и односельчанин генерала Пэрна, и многие другие. На месте боя под Техумарди в 1967 году по инициативе жителей о-ва Сааремаа был установлен 22-метровый обелиск. В 2024 году власти «электронной Эстонии» решили снести его как памятник «советской оккупации». Память об истинных патриотах Эстонии целенаправленно стирается из умов молодежи — власти намерены заменить её фиджитал- и диджитал-играми, цифровой экономикой с прилагающимся к ней электронным надзором и тому подобными виртуальными развлечениями…
Друзья и враги
На Моонзундских островах солдаты 8-го Эстонского корпуса встретили не только войска противника, но и тех эстонцев, кто жил там при гитлеровской оккупации. Среди них были и друзья, и враги. Впрочем, враги заявили о себе позднее, уже после войны. Одним из друзей был, например, местный крестьянин Василий Меес. Он помогал советским войскам на острове Сааремаа с подвозом боеприпасов из порта Куйвасту (на о. Муху): «Лошадь у меня неказистая, но с вами я доеду до самого конца Сааремаа, — заявил он эстонским бойцам. — Мне есть за что отплатить фашистам. Они убили моих малолетних детей — 7 и 9 лет, а жену превратили в инвалида. Оккупанты испортили мне всю жизнь. Бейте, ребята, гитлеровцев так, чтобы навеки отбить у них охоту воевать»5.
А вот портрет врагов — братья Артур и Рихард Саалисте. Их судьбы тоже тесно связаны с Моонзундскими островами. Оба — уроженцы Ляанеского уезда (или Ляанемаа, уездный центр — г. Хаапсалу). Этот уезд расположен на западном побережье Эстонии и входит в состав Куресаарского округа с центром в г. Куресааре на о-ве Сааремаа. Старший из братьев, Артур Элмар Саалисте, — чемпион по греко-римской борьбе 1942 и 1943 гг. от спортивной команды волости Мярьямаа. В годы нацистской оккупации — лейтенант, командир 3-го батальона «Мярьямаа» полицейской организации «Омакайтсе» Ляанемаского уезда.
Младший, Рихард Оттомар Саалисте, — прапорщик Эстонской армии, еще летом 1941 г. воевал против Красной Армии. Впоследствии получил звание лейтенанта и стал командиром 5-го батальона «Кярдла Хийумаа» в «Омакайтсе» Ляанемаского уезда, дислоцированного в г. Кярдла на о-ве Хийумаа6. В мае 1944 г. вступил в 1-й эстонский полк пограничной стражи, сформированный в ходе весенней мобилизации 1944 г. в основном из членов «Омакайтсе». 14 августа 1944 г. получил ранение в бою на реке Ахья у г. Ряпина и отправлен в госпиталь в г. Кярдла на о-ве Хийумаа. Здесь, как бывший командир местного батальона «Омакайтсе», Саалисте взял на себя функции коменданта острова и собрал под своим началом всех бежавших с фронта эстонских солдат. Поначалу немцы арестовали его за самоуправство. Но тут вмешался немецкий комендант острова, знавший Саалисте-младшего лично, и одобрил его действия.
С началом Моонзундской наступательной операции Саалисте-младший организовал бегство эстонских коллаборационистов в Швецию. Когда 2 октября 1944 г. на острове высадились советские войска, он и сам бежал на катере на другой берег Балтики. В Швеции его поначалу арестовала полиция, справедливо обвинив в сотрудничестве с нацистами. Но тут вмешались спецслужбы. Саалисте-младший был освобожден «за отсутствием доказательств» и стал работать на шведскую и британскую разведки, получив агентурную кличку «Хендрик».
2 декабря 1946 г. Рихард Саалисте был заброшен на о. Сааремаа во главе группы из 6 агентов. Оттуда он перебрался на побережье и присоединился к вооруженной группировке «Союз вооруженной борьбы» (эст.: Relvastatud Võitluse Liit, RVL), действовавшей в Ляанеском уезде. Ею руководил Эндель Редлих. Одним из его полевых командиров был Саалисте-старший. Идеология этой группировки была сродни нацистской. Листовки с воззваниями и угрозами в адрес советского и партийного актива подписывались «фюрерами» разного уровня, а лидеры пользовались такими кличками как «Гитлер», «Ева» или «Геринг». Сам Редлих носил кличку «Олев» и пользовался фальшивыми документами на имя «Олега Романова». Другую кличку — «Чёрная перчатка» — он получил от чекистов. Свой штабной бункер Редлих устроил близ села Коновере в Ляанемаа и назвал «Адом». Дело курировал лично начальник МГБ Эстонской ССР Борис Кумм. Редлих был ликвидирован в июне 1949 г. Оба бандита Саалисте были уничтожены позже в ходе спецоперации МГБ Эстонской ССР в декабре 1949 года7. Земля Эстонии была очищена от нацистской заразы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3