Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино.
(Роман Полански)
* * *
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 23 (10) января 1898 года в
Риге, в семье инженера-архитектора, с 1917 года – действительного
статского советника, Михаила Осиповича Эйзенштейна. Сергей полу-
чил солидное разностороннее образование: знал основные западно-
европейские языки, был хорошо знаком с русской и мировой литера-
турой, увлекался театром и живописью.
В 1915 году поступил в Институт гражданских инженеров, в Петрогра-
де. Октябрьскую революцию 1917 года принял и вступил в студенчес-
кий отряд народной милиции. В 1918 году, с третьего курса института
пошел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне Петро-
града; после работал художником-плакатистом, ставил в самодеятель-
ном театре агитспектакли.
В 1920 году был отправлен на учебу в Академию Генштаба на отделе-
ние восточных языков, однако военным переводчиком не стал. Посту-
пил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового
революционного искусства.
Вскоре Эйзенштейн сблизился с Маяковским, Мейерхольдом и други-
ми «левыми» представителями художественных группировок. Увидев
в кино неисчерпаемые новые возможности искусства, Эйзенштейн со-
здает свой первый настоящий фильм «Стачка», показав себя мастер-
ом метафоры, монтажа, ритма.
В 1925 году Эйзенштейн снял «Броненосец Потемкин», вышедший в
1926 году и триумфально прошедший по экранам мира. Этот фильм
стал классикой нового киноискусства. А, еще через год режиссер сни-
мает картину «Октябрь», где впервые в художественном кино был по-
казан образ Ленина. Критично отозвался по данному поводу товарищ
Эйзенштейна – советский поэт Владимир Владимирович Маяковский:
«Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина
позы и делает похожие телодвижения – и за этой внешностью чувству-
ется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правиль-
но сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все
статуи с него»...
В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе с Г.Александровым и Э.Тиссэ
отправился в командировку за рубеж с целью изучения западного опы-
та. Они побывали в США, Мексике и странах Европы. Эйзенштейн вы-
ступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лон-
доне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал
доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете, и
даже начал снимать в Мексике кино, но не успел его закончить. По нас-
тоятельной просьбе советского руководства в 1932 году он вернулся в
Россию и уже здесь занялся научной и педагогической деятельностью,
став заведующим кафедрой режиссуры Государственного института
кинематографии (с 1937 года – профессор).
Дома на родине, Эйзенштейн продолжил свою режиссерскую, теорети-
ческую и педагогическую работу. Он разработал теорию «интеллектуа-
льного кино», согласно которой с помощью развития киноязыка появля-
лась возможность для зрителя получать не только образные, но и науч-
ные понятия.
В 1938 году он ставит фильм «Александр Невский», удостоенный мно-
гих наград. Во второй половине 1940-х годов снял фильм «Иван Гроз-
ный», 1-я серия которого (1945), воспевшая идею великодержавности,
была удостоена Сталинской премии. 2-я серия не вышла на экран, по-
скольку трактовка, предложенная режиссером, по мнению властей, не
соответствовала. Встреча Сталина, Молотова и Жданова с Эйзенште-
йном и артистом Черкасовым в феврале 1947 года дала возможность
переработать картину, однако закончена она так и не была.
Всего в фильмографии режиссера 23 картины, в ряде которых он выс-
тупил в качестве сценариста. Огромно и теоретическое наследие мас-
тера, являющегося автором фундаментальных работ по Теории Кине-
матографа. Ему также принадлежат статьи, очерки и мемуары, а еще
рисунки, ставшие известными только после его смерти.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат двух Сталинских пре-
мий, обладатель орденов Ленина, «Знак Почета», множества медалей,
Сергей Михайлович Эйзенштейн умер 11 февраля 1948 года в Москве
и похоронен на Новодевичьем кладбище.
К СЛОВУ:
3 июля 1941 года, Сергей Эйзенштейн выступил по радио для США об
Отечественной войне советского народа в программе «To Brother Jews
of All the World» с обращением к братьям евреям всего мира, в которой
призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с нацизмом. Учас-
твовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета.
* * *
ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=7k8Jku3WU3g
Нет комментариев