Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
(Николай Васильевич Гоголь)
* * *
Смольный институт благородных девиц открылся в Санкт-Петербурге
по инициативе императрицы Екатерины II-й – 5 мая 1764 года, став пер-
вым в России привилегированным женским средним общеобразователь-
ным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных
дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее
образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную слу-
жбу. Считалось, что из института выходят самые элегантные фрейлины,
добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как дево-
чки попадали в это учебное заведение, они практически не видели роди-
телей, а условия их жизни были спартанскими.
Управление институтом императрица Екатерина доверила своему лично-
му секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, получившему образование за-
границей. Бецкий много общался с энциклопедистами и придерживался
рационалистических взглядов, будучи уверен, что самое главное – про-
свещение, просвещение и ещё раз просвещение! (кого-то напоминает)
В программу входило обучение по предметам – Закон Божий, французс-
кий язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Так-
же, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и
домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста
по 3 года каждый.
Учениц обязывали носить форму – платья определённого цвета: в млад-
шем возрасте – кофейного, во втором – синего, в третьем – голубого, и в
старшем возрасте – белого. По окончании института 6 наилучших выпус-
книц получали «шифр», золотой вензель в виде Инициала императрицы.
Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Некоторые воспи-
танницы становились фрейлинами двора, иных выдавали замуж или ос-
тавляли в родном институте в качестве преподавателя или классной да-
мы. На экзаменах обычно присутствовали члены императорской семьи.
Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, ибо науки
там изучались поверхностно. Упор в заведении делался на иностранные
языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины не при-
ветствовались.
Первоначально, Устав Института разослали «по всем губерниям, прови-
нциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей
своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспита-
нию». Желающих отдать своих чад в заточение на 12 лет оказалось нем-
ного – родители сомневались, чему же их там смогут научить. Но в 1764
году первый набор все-таки состоялся. Правда, вместо предполагаемых
200 учениц набрали только 60 девочек 4 - 6 лет, преимущественно из ма-
лообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институ-
те открыли факультет «для мещанских девиц», где те получали элемен-
тарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству. Де-
тей крестьян в данное заведение не принимали.
Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сде-
лать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор
смолянка могла получить за малейшее отступление от правил: недоста-
точно аккуратно заправленная постель, выбившийся локон, громкий раз-
говор на перемене, завязанный не по уставу бант на переднике.
Следует отметить, что условия в институте были действительно спарта-
нские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоро-
вый дух. Он считал, что воспитанниц нужно приучать к холоду – поэтому
в спальнях Смольного температуры была не более +16 градусов. Спали
девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и
умывались холодной водой из Невы (жесть!)
Учреждение Смольного института положило начало женскому среднему
образованию в России. К 19 веку институт стал замкнутым привилегиро-
ванным учебным заведением, в коем особое предпочтение отдавалось
всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, сен-
тиментальность и уважение к царской фамилии. Вплоть до 1917 года ин-
ститут оставался одним из самых консервативных учебных заведений.
В 1917 году институт закрыли, а после Октябрьской революции в Смоль-
ном обосновалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во
главе с Лениным. С тех пор здание занимают различные структуры влас-
ти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих историю Смольного.
К СВЕДЕНИЮ:
История Смольного восходит к правлению императрицы Елизаветы. Же-
лая завершить свой земной путь в тиши и покое, она приказала постро-
ить на этом месте монастырь для благородных девиц, предполагая, что
сама станет настоятельницей. А название Смольный получил во время
основания Санкт-Петербурга – тогда данный участок земли отвели для
Смоляного двора, где хранили смолу и варили деготь для нужд Адмира-
лтейской верфи. Так название «Смольное» закрепилось за этим местом.
* * *
ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=Ww6dnWNYzwQ
Нет комментариев