Ура, новый урок от Алексея! Самое время отключиться от новостной повестки и заняться делом;)
(Предыдущие уроки можно найти на стене ниже)
Алексей Новиков:
Здравствуйте, уважаемые подписчики канала VZBRELO: блог о дереве!
Сегодня мне хотелось бы затронуть, достаточно скользкую, но очень важную тему - это тема отделки готовых изделий. Скользким этот вопрос, я называю потому, что финишное покрытие представляет собою огромнейший мир. Направлений, деталей и тонкостей в нём хватит на изучениес длиною в целую жизнь. Хотя и этого не достаточно, потому что, невозможно знать всего. Уже предвкушаю огромное количество комментариев о том, что я всё говорю неправильно. Заранее прошу специалистов, воздержаться от желчных выкриков, а за конструктивные дополнения буду очень признателен. Ведь моя задача как можно доступнее объяснить новичкам простейшие способы завершить изделие, при полном отсутствии навыков. Хочу поделиться мыслями о том, как бы я сам поступил, при отсутствии ресурсов.
Допустим, в результате предыдущих уроков, у нас образовалось изделие. Например, шкатулка или разделочная доска. С геометрическим, а может быть, Кудринским орнаментом. И требуется навести лоск, что бы изделие выглядело законченным и было предохранено от воздействия внешней среды.
Ну, поехали?
1. Тонировка.
Несёт исключительно декоративную функцию и не является чем-то обязательным. Она используется для изменения цвета дерева и имитации более ценных пород древесины. Тонировка от окрашивания отличается тем, что при окрашивании красящий слой плёнкой остаётся на поверхности изделия. Тем самым, пряча от нас фактуру дерева. А тонирующий состав наоборот, полностью впитывается в дерево. Тем самым подчёркивая красоту текстуры и меняя цвет дерева на нужный нам и выделяя рельеф нанесённый резьбы.
Для тонирования, конечно, используются специальные морилки для дерева разных цветов. Морилки бывают на водной, спиртовой и масляной основах. Принципиальной разницы в нанесении между ними нет, каждая хороша по своему. Её легко можно найти в любом строительном магазине или рынке. Чаще всего встречаются водные (в бутылках или в пакетиках, тогда их надо разводить в воде самостоятельно) и спиртовые (в бутылках, готовые к применению).
Всегда полезно прочитать способ нанесения, на упаковке.
Но я всё-таки расскажу. Процесс тонировки от покраски особо не отличается. В начале, всегда следует иметь при себе кусочек дерева для пробных мазков, чтобы не ошибиться с цветом. Морилки разных цветов, можно смешивать между собой, для получения желаемого оттенка. И убедившись, что цвет нас устраивает, наносим состав на поверхность изделия.
Наносить можно кистью или ватным тампоном, обёрнутым в марлю и, желательно, достаточно быстро, чтобы предыдущий мазок, не успел подсохнуть. Это может привести к нежелательным разводам на поверхности.
Слишком обильно наносить морилку, не следует. Желательно не дожидаться впитывания излишков морилки, а сразу удалять их тряпочкой, или салфеткой. Потому что, деревянное изделие, напитавшись влагой, может деформироваться или даже треснуть.
Через час-полтора после нанесения, поверхность высыхает и выявляется проблема в виде поднявшегося мелкого ворса. То есть, гладкая поверхность, стала шершавой и колючей.
Ворс можно удалить мелкой наждачкой. Но надо понимать, что в этом случае, вместе с ворсом, стирается и часть нанесённой морилки. Что само по себе, является художественным приёмом, усиливающим контраст резьбы и придающий изделию эффект старины.
Если по какой-то причине у вас под рукой не оказалось наждачной бумаги, не беда. Можно взять обычную кухонную губку для мытья посуды и её жёсткой стороной, точно так же, обработать изделие. Этот материал называется Скотч-брайт как и наждачка, имеет абразивное зерно.
В случае, когда вам хочется оставить изделие таким, каким оно получилось после морения, ворс можно удалить плотной тканью. Например, джинсовой.
А если у вас случайно не нашлось даже морилки или очень сильно лень за ней ходить, можно использовать жидко разведённую акварель. Она тоже неплохо впитывается, но не является полноценной заменой. Поэтому, за морилкой, всё-таки лучше сходить.
Есть много других строительных составов, подходящих для тонировки, вроде Пинотекса, например. Но об этом я рассказывать не буду, а то углублюсь в дебри и только заморочу вам голову.
В случае отделки разделочной доски, оборотную (рабочую) поверхность трогать не нужно. Всё-таки, химии не надо контактировать с нарезаемым продуктом.
2. Вощение.
В мире существует невероятное количество всевозможных лаков, восков и масел, для финишной отделки изделий из дерева. Я предлагаю пойти самым простым путём и использовать восковую мастику. Она так же широко продаётся в строительных магазинах или магазинах для хобби и дефицитом не является. Она часто помечена «воск мебельный» или «мастика для паркета». Не волнуйтесь, они одинаковые. Кстати, многие самостоятельно её готовят из карнаубского воска, скипидара и льняного масла. Но зачем нам лишняя морока? Для заинтересовавшихся в интернете полно рецептов.
Работать с восковой мастикой предельно просто. Нам понадобится зубная щётка (мастика пастообразная и зубной щёткой удобнее всего наносить) и фен (можно бытовой или строительный).
Щёткой наносим пасту на поверхность изделия, стараясь равномерно распределить, не оставляя комочков.
(Наносить воск можно зубной щеткой, если поверхность рельефная)
(Или не ворсистой тканью, если поверхность гладкая)
Далее, включаем фен и прогреваем изделие. Это нужно для того, чтобы раскрылись древесные поры и воск эффективно впитался в древесину. Потому что воск исполняет не только декоративную функцию, но и служит защитным слоем, предохраняющим изделие от воздействия окружающей среды. Вдобавок, нагрев расплавит излишки воска и они впитаются внутрь.
Теперь даём изделию полчасика отдохнуть. Чтобы внутренние процессы прекратились, а воск на поверхности немного подсох.
Кстати, можно обойтись без фена и нагрева, ничего страшного не будет. Но всё таки, это очень желательно.
Далее, подсохшую поверхность изделия начинаем интенсивными движениями располировывать всё той же (а лучше чистой) зубной щёткой, по глубине рельефа. И наслаждаемся тем, как грани геометрии или углубления Кудринки начинают переливаться и играть на солнце.
А плоскости не занятые резьбой, удобнее полировать кусочком войлока или плотной тканью, той же джинсовой, например.
И всё, изделие готово!
Кстати, существуют уже тонированные восковые мастики. Что избавляет от необходимости пользоваться морилкой. Но в этом случае, придётся набрать много разных цветов. А это выходит несколько дороговато. Но тут уж, решайте сами.
И совсем напоследок. Если вам не удалось добыть восковую мастику, могу предложить вот что: взять бесцветную пасту для обуви. И обувной же щёткой (чистой) натереть изделие. Это не полноценный заменитель воска, но изделие получит лёгкий блеск и будет предохранено от агрессивного воздействия окружающей среды.
Все самое интересное из мира работы с деревом: о мастерах и мастерских, о техниках, инструментах и материалах, о мероприятиях и интересных местах! Авторский блог Марии Крыловой и Татьяны Костюхиной, творческий проект VZBRELO.
Подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь с друзьями . Участвуйте в обсуждениях - ваши комментарии сделают этот блог еще полезнее и могут стать темой для следующих статей. Приглашайте сюда друзей-мастеров, а также производителей инструментов и материалов - наш блог открыт для интересных взаимовыгодных проектов!)
Можно поддержать проект рублем: ЯД 410015203819156
По вопросам рекламы и сотрудничества: mail-vzbrelo@yandex.ru
Мария и Татьяна, VZBRELO.
Perfluence
В коллекцию примеров взаимодействия древесины и огня, при помощи человека ( в хорошем смысле) Бельгийский дизайнер Каспар Хамахер использует огонь для создания мебели. Название у коллекции подходящее: «ausgebrannt», что в переводе с немецкого означает «выгоревший». Он распиливает стволы деревьев на сегменты разной высоты, и табуреты в итоге получаются разные. Удаляет кору, вырубает определенным образом углубление и дальше уже поджигает, наблюдая, до какой степени позволить огню свою часть работы. Конечно же, обугленная поверхность зачищается и стабилизируется. Возможно, даже чем-то покрывается. И получается каждый раз уникальный по форме
Комментарии 2