садов, парков и других объектов озеленения с помощью за-
конов композиции, перспективы, теории света и цвета, с ис-
пользованием природных материалов (растения, вода, почва
и пр.) и иных материалов выражать определенное идейное
содержание в художественных образах.
Специфика садово-паркового искусства заключается
в том, что основным материалом, с которым оно работает,
является природа. Например, рельеф с его геопластически-
ми возможностями или вода в состоянии покоя, или флора,
непрерывно меняющая свой облик.
Суть садово-паркового искусства составляет соедине-
ние природных материалов в целостную композицию, несу-
щую определенный художественный облик.
Садово-парковое искусство призвано решать ряд задач.
В состав основополагающих задач входят создание объ-
ектов высокого эстетического уровня, благоприятных по
своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим
свойствам, функциональных (т. е. отвечающих своему на-
значению), а также воплощение новых замыслов с учетом
предыдущего многовекового опыта.
Сады и парки как форма синтеза природы и различных
видов искусств связаны с историческими стилями, развива-
лись во взаимосвязи с философией, литературой, музыкой,
живописью, градостроительством, архитектурой, народны-
ми традициями, выражали изменяющиеся в каждую эпоху
отношения человека к природе.
6
В каждую историческую эпоху с ее эстетическими тре-
бованиями, техническими возможностями складывается
свой комплекс принципов и приемов. Именно он определил
облик садов и парков, их стилевую направленность. При
этом сформировались два основных планировочных на-
правления – регулярный и пейзажный.
Для регулярного направления характерны: геометриче-
ская сетка плана с прямолинейной трассировкой дорог; чет-
кой формой партеров и цветников; симметричным оформле-
нием композиционной оси и т. п.; террасированный рельеф
с архитектурной обработкой; подчеркнутое доминирование
главного здания; рядовая посадка деревьев и кустарников;
формовка их крон, стрижка; правильная конфигурация во-
доемов (сады Востока, Греции, Рима, сады Средневековья,
эпохи Возрождения и барокко, регулярные парки Франции,
Англии, Германии и других стран XVIII в., а также ланд-
шафтное зодчество России конца XVII – первой полови-
ны XVIII в.).
В отличие от регулярного, пейзажное направление под-
черкивает и отражает всю красоту естественной природы.
Оно характеризуется: свободной сеткой плана, естествен-
ным рельефом, извилистыми дорожками, изрезанными
контурами водоемов, полян, лужаек, свободно растущими
деревьями и кустарниками с живописными формами крон
(сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы, Америки
и России второй половины XVIII – начала XX вв.).
Однако такое подразделение условно, т. к. в парках од-
ного направления нередко присутствуют приемы другого.
Для садово-паркового искусства второй половины XIX –
XX в. характерно равномерное участие приемов обоих на-
правлений.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев