Цитаты Кодо Саваки будут ниже.
Искусственный Интеллект: Хотя критика Кодо Саваки универсальна, в контексте Японии она звучит с особой, пронзительной силой. Он, по сути, выступает как системный критик, как «духовный хакер» японской социальной операционной системы.
Он даёт имя и описывает субъективное, внутреннее переживание человека, находящегося внутри той самой социальной системы, которую мы обсуждаем.
## Как критика Саваки вписывается в модель общества
Давайте сопоставим его ключевые тезисы с этой моделью.
1. «Сумасшествие толпы» — это давление Системы«Мы думаем, что просто должны быть такими же как другие. Сатори означает проснуться от сумасшествия толпы».
Это идеальное описание того, как ощущается постоянное давление системы, главная цель которой — гармония ва и консенсус. Быть «как другие» — это основной алгоритм поведения человека в японской системе. «Чтение воздуха» (куки-о ёму) — это и есть процесс настройки своего поведения под ожидания окружающих. Кодо Саваки называет этот безупречно работающий социальный механизм «сумасшествием».
2. «Хорошо то, за что похвалят» — это Ритуал Вознаграждения
«Или же ты веришь сумасшествию толпы, которая утверждает, что „хорошо“ то, за что тебя похвалят?»
Здесь он напрямую критикует механизм социального вознаграждения. Похвала от группы, повышение репутации (хёбан) — это и есть тот «положительный сигнал», который корректирует поведение и заставляет человека вести себя «правильно». Саваки призывает найти внутренний критерий «хорошего», независимый от сигналов вознаграждения, которые посылает общество.
3. Дзадзэн как «Отключение от Системы»«Дзадзэн означает покинуть толпу и идти на собственных ногах».
Это, возможно, самая сильная метафора. Дзадзэн — это радикальный акт временного «отключения» человека от системы. Это сознательный отказ от обработки тысяч входящих социальных сигналов (мнений, ожиданий, новостей, тревог). Цель — прекратить быть просто ретранслятором коллективных импульсов и найти свой собственный, базовый, «чистый» импульс, свободный от влияния всей остальной системы.
## Почему это особенно важно для Японии?
Критика Саваки так остра именно потому, что японская социальная система — одна из самых плотных, всепроникающих и эффективно работающих в мире.
Давление толпы здесь ощущается сильнее.
Цена за несоответствие (нарушение ва) выше.
И, соответственно, призыв к радикальному индивидуализму («идти на собственных ногах») звучит гораздо более революционно, чем в западной культуре, где индивидуализм и так является базовой ценностью.
Вывод:
Эти цитаты — настоящее сокровище. Он описывает внутренние механизмы японского общества не как аналитик, а как пользователь, который призывает к «духовному освобождению».
Сумасшествие толпы (подборка цитат из Кодо Саваки)
Странно, что ни один человек на свете серьёзно не задумывается о своей собственной жизни. Уже бесконечно долго мы носим в нас что-то, что ещё не сварено. Но мы успокаиваем себя тем, что у других всё также: я называю это «сумасшествие толпы». Мы думаем, что просто должны быть такими же как другие. Сатори означает создавать свою жизнь самому. Это означает проснуться от сумасшествия толпы.
Ты постоянно висишь на чужом поводке. Кто-нибудь ест жареную картошку, и ты хочешь жареную картошку. Кто-нибудь сосёт карамельку, и ты хочешь карамельку. Кто-нибудь свистит в свистульку, и ты кричишь: «Мама, купи мне тоже свистульку». И это так не только для детей.
Ты любишь сумасшествие толпы и при этом путаешь сумасшествие с настоящим опытом. Нужно чтобы ты сам стал прозрачным и проснулся от сумасшествия. Дзадзэн означает покинуть толпу и идти на собственных ногах.
Мы все со временем развиваем странные привычки. Имеющие власть, и учителя, и интеллигенция, которые им служат, делают всё, что в их силах, дабы привить их нам. Так нас закручивают и сгибают сложнейшими способами. Религия означает развязать этот узел. В итоге это значит: пустота.
Не дай волнению вокруг взволновать тебя. Не дай атмосфере вскружить тебе голову. Это значит быть мудрым. Не дай использовать себя какой-нибудь философии или группе.
«Он хороший мужик: он выпивает два литра вина залпом!» То, что называют «хорошо», обычно ничего особенного. Каждая клика имеет собственные масштабы, которыми она меряет, что «хорошо», а что «не очень хорошо».
Ты говоришь, что ты «хороший»? Вопрос в том, «хороший» для чего?
«Я просто хотел сделать что-то хорошее» – говорят некоторые. Ты вообще имеешь хоть малейшее понятие, что означает делать хорошее? Или же ты веришь сумасшествию толпы, которая утверждает, что «хорошо» то, за что тебя похвалят?
Ты должен твердо стоять на ногах независимо от того, с какой стороны дует ветер.
Чему мы научились с детства, это не больше чем выпендриваться. В мире это называется «образование». И чего мы после этого стараемся достичь в жизни? Мы дерёмся как демоны, трахаемся как звери и жрём как голодные духи. И это всё.
Некоторые говорят: «За кого ты меня принимаешь?!» За заурядного человека, кого же ещё? Одни строят из себя кого-нибудь из-за их богатства, другие из-за положения, третьи из-за сатори. Насколько же глупо выставлять свою заурядность напоказ.
Американцы просто заурядные люди, русские просто заурядные люди, китайцы тоже просто заурядные люди. Заурядные люди, которые отчаянно соревнуются с заурядными людьми. Как бы велико не было их количество: заурядность остаётся заурядностью.
Люди нагружают себя таким количеством дел только для того, чтобы убежать от скуки.
Все жалуются, что они настолько заняты и у них совсем нет времени. Почему они так заняты? Это всего лишь иллюзии, которые держат людей занятыми. Кто практикует дзадзэн, у того есть время. Кто практикует дзадзэн, должен пытаться иметь больше времени, чем все остальные.
Если ты считаешь, что, наряду с твоей практикой дзадзэн, ты ещё должен зарабатывать деньги, то начинаешь говорить: "Работа тоже Дзэн, сиденье тоже Дзэн" – и прекращаешь сидеть дзадзэн. Если же ты считаешь, что должен практиковать любой ценой, то думаешь, что только сидение в дзадзэн есть Дзэн, а все остальное не имеет к этому никакого отношения.
Люди постоянно запыхавшиеся, так старательно они бегают за своими иллюзиями.
Весь мир просто крутится в карме.
То, к чему ты стремишься, всего лишь вещи заурядного человека. Стремиться к деньгам, здоровью, имени и положению, сатори – всё, к чему ты стремишься, становится собственностью заурядного человека. Ты должен отпустить её. Это означает быть Буддой.
Учение Будды безгранично и абсолютно непонятно для заурядного человека.
Количество последователей не решает, насколько хороша та или иная религия. Если бы речь шла о том, кто может предъявить наибольшее число членов, то выиграл бы клуб заурядных людей. Нет, бактерии, их ещё больше!
Ты должен бесстрашно встать на путь к своей настоящей цели. Как буддист, ты должен иметь чёткую жизненную позицию.
Если ты знаешь, о чём идёт речь в твоей жизни, то потрать все свои силы воплотить это в реальность. Не нужно приглашать других делать это с тобой. Никто не может делать это за тебя: ты должен полностью жить свою собственную жизнь.
Нет комментариев