Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвига-тельный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, сте-пенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить
Сложности в овладении письмом и чтением у детей могут возникать по раз-ным причинам. Вот некоторые из них:
1. Недостаточная сформированность мелкой моторики. Для письма необходимо хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребёнку пра-вильно держать ручку и контролировать движения руки при написании букв. Если мелкая моторика недостаточно развита, это может затруднить процесс обучения письму.
2. Недостаточная координация движений. Координация движений также важна для успешного овладения письмом. Ребёнку необходимо уметь пра-вильно располагать руку на бумаге, контролировать направление и силу нажима при письме. Если координация движений недостаточно развита, это может при-вести к неровным строкам, неправильному написанию букв и другим ошибкам.
3. Недостаточная концентрация внимания. Чтение и письмо требуют концентрации внимания. Ребёнку необходимо сосредоточиться на тексте, следить за строчками и не отвлекаться на посторонние раздражители. Если концентрация внимания недостаточно развита, это может привести к ошибкам при чтении и письме.
4. Недостаточная зрительно-пространственная ориентация. Для письма и чтения необходима хорошая зрительно-пространственная ориентация, которая позволяет ребёнку правильно воспринимать и воспроизводить простран-ственные отношения между буквами и словами на странице. Если зрительно-пространственная ориентация недостаточно развита, это может привести к ошиб-кам в написании букв и слов.
5. Недостаточная фонетическая и фонематическая осведомлённость. Для чтения необходимо уметь различать звуки речи и понимать, как они обозначаются на письме. Если фонетическая и фонематическая осведомлённость недостаточно развита, это может затруднить процесс обучения чтению.
6. Недостаточная словарный запас. Для чтения необходимо понимать значение слов. Если словарный запас недостаточно развит, это может затруднить понимание текста и привести к ошибкам при чтении.
7. Недостаточная мотивация. Мотивация играет важную роль в про-цессе обучения письму и чтению. Если ребёнок не заинтересован в изучении этих навыков, это может привести к трудностям в их освоении.
8. Недостаточная поддержка со стороны взрослых. Взрослые могут помочь детям преодолеть трудности в овладении письмом и чтением, предостав-ляя им необходимую поддержку и помощь. Если взрослые не оказывают доста-точной поддержки, это может затруднить процесс обучения.
9. Наличие специфических нарушений речи. Некоторые дети могут иметь специфические нарушения речи, которые затрудняют процесс обучения письму и чтению. В таких случаях может потребоваться помощь специалиста-логопеда.
10. Наличие неврологических проблем. Некоторые неврологические проблемы могут затруднить процесс обучения письму и чтению. В таких случаях может потребоваться консультация невролога.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и причины возникновения сложностей в овладении письмом и чтением могут быть разными. Если вы заме-тили, что ваш ребёнок испытывает трудности в этих областях, рекомендуется об-ратиться к специалисту для более детальной оценки и рекомендаций по дальней-шему обучению.
Материал подготовлен учителем – логопедом ОЦДиК Д.Ю. Говердовской
Нет комментариев