Игры на развитие понимания речи.
Основная задача заключается в накоплении пассивного словаря. Детям предлагают запомнить, как называются:
- их игрушки,
- части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос),
- названия действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается т т.д.).
Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка.
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать.
Задавайте ребенку вопросы:
— Где мама?
— Где папа?
Поиграйте с ребёнком:
(ребёнок показывает части тела)
Лера весело бежит к маме по дорожке,
И для этого нужны нашей Лере (ножки).
Лера ягодки берёт по две – по три штучки,
И для этого нужны нашей Лере (ручки).
Лера слушает в лесу, как поют кукушки,
И для этого нужны нашей Лере (ушки).
Лера будет рисовать. Где, какие краски?
И для этого нужны нашей Лере (глазки).
Игры на развитие слухового внимания.
Игра «Что звучит»?
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Понадобятся разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д. Во время игры родитель стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «Где позвонили»?
Цель: определение направления звука. Понадобится звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.
«Зима».
Артикуляционная.
Упражнение «Лопатка».
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу.
Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5- ти.
Дыхательная.
«Сдуй снежок с ладошки» (ватный шарик или снежинки из бумаги).
Пальчиковая игра.
«Снежок».
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий, ( сжимают ладони вместе)
И совсем-совсем несладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, два – поймаем, (смотрят вверх, подбрасывают и
ловят воображаемый снежок)
Три – уроним («роняют» воображаемый снежок)
И … сломаем. ( топают)
Игры на уточнение и расширение пассивного словаря.
«Транспорт»
Игра «Что делает самолет?»
Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете. Взрослый предлагает ребенку взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым.
Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.
Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.
Оборудование: предметы (или их изображения) с недостающими частями (грузовик без кузова, лодка без весел, вертолет без пропеллера) и т.д.
Взрослый обращает внимание ребенка на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?».
Игры на формирование фразовой речи.
На первом этапе отрабатываются одинаковые грамматические конструкции, в которых сменяются персонажи («Папа спит», «Мама спит», «Собака спит») и действия («Папа спит», «Папа ест», «Папа пьет»).
Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т.п.
Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.
Очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!
Статью подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК Евсеева Алина Владимировна.
Использованы материалы из открытых источников сети интернет.
Нет комментариев