На протяжении последних лет наблюдается значительный прогресс в области обеспечения доступности авиаперелетов для пассажиров с инвалидностью. Ранее сталкивающиеся с многочисленными сложностями и ограничениями, сегодня эти пассажиры имеют больше возможностей для комфортного и беспрепятственного путешествия. Благодаря постоянной информационной работе общественных организаций, давлению со стороны правозащитников и, конечно же, законодательным инициативам, авиакомпании и аэропорты постепенно, но неуклонно адаптируют свои инфраструктуры и процедуры для удовлетворения потребностей пассажиров с ограниченными возможностями.
С 1 марта 2026 года вступают в силу новые правовые нормы, знаменующие собой очередной важный шаг вперед
Изменения в Воздушном кодексе РФ
Согласно положениям Федерального закона от 29.09.2025 N 360-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», которые вступают в силу поэтапно с 01.03.2026 года и с 01.09.2028 года, предусмотрены существенные изменения, позволяющие инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности получать более индивидуализированные услуги.
Во-первых, обучение персонала. Это ключевой момент. Каждый сотрудник, от агента по регистрации до бортпроводника, должен быть обучен правилам общения с пассажирами с различными видами инвалидности, а также приемам оказания необходимой помощи. В связи с этим работники организации обязаны проходить инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Во-вторых, в измененных нормах закреплено положение относительно взаимного информирования о наличии и содержании представляемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности запросов о потребностях в услугах. Например, информирование о наличии в аэропортах специального подъемного устройства (так называемого амбулифта).
Амбулифт и службы аэропорта
Если в аэровокзале имеется специализированный подъемник (амбулифт), пассажир с инвалидностью или ограниченными возможностями передвижения, предварительно заявивший о необходимости использования данной услуги, может воспользоваться личной инвалидной коляской (кроме электрических моделей без съемной батареи) в аэропорту вылета до момента посадки в самолет. Обязательным условием является своевременное прибытие пассажира к месту пересадки. Данное правило не распространяется на аэропорты, находящиеся за границами Российской Федерации, если местное законодательство не предусматривает предоставление подобного сервиса.
Служба аэропорта, ответственная за помощь пассажирам с инвалидностью и лицам с ограниченной мобильностью, должна обеспечить доступность актуальных сведений о наличии амбулифта в аэропорту на своем веб-сайте.
Кроме того, указанная служба обязана публиковать на своем официальном интернет-ресурсе информацию о времени, которое требуется пассажиру с инвалидностью или ограниченной мобильностью, использующему собственное электрокресло-коляску со съемным аккумулятором, чтобы прибыть к месту пересадки в предоставляемую аэропортом коляску.
Перечень бесплатных услуг
Лица с инвалидностью и другие пассажиры с ограниченными возможностями имеют право на бесплатное получение в аэропорту следующего перечня услуг:
оказание помощи и сопровождения при: передвижении по территории аэровокзала (включая зоны посадки и высадки из различных видов транспорта); оформлении авиабилета и регистрации багажа; прохождении всех видов досмотров; осуществлении таможенного, пограничного и других видов контроля, предусмотренных в аэропорту; посадке и высадке из самолета; получении зарегистрированного багажа после прилета;
предоставление специализированных средств передвижения (включая инвалидные кресла), обеспечивающих беспрепятственное перемещение по всей территории аэропорта для инвалидов и пассажиров с ограниченной подвижностью;
повторение в доступной форме (текстовой или звуковой) всей важной для пассажиров с инвалидностью и прочих лиц с ограниченными возможностями зрительной и звуковой информации, транслируемой в аэропорту;
организация посадки и высадки из воздушного судна, в том числе с использованием амбулифта, для пассажиров с инвалидностью и лиц с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;
обеспечение временно, но не более чем на 21 день, инвалидной коляской пассажира с ограниченной подвижностью, который не может передвигаться самостоятельно, в ситуациях задержки, утери или повреждения его личного средства передвижения во время авиаперевозки в аэропорт назначения или пересадки;
дополнительные услуги, соответствующие потребностям данной категории пассажиров, согласно перечня, изложенных в п. 13 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.
Обеспечение доступности
Согласно новым правилам, порядок обеспечения условий доступности аэропортов, услуг, предоставляемых в аэропортах и на воздушных судах, для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности должен содержать в том числе:
Обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и пассажиров – это понятие включает четкое распределение ответственности между перевозчиками, агентами перевозчиков, организациями, обслуживающими пассажиров в аэровокзале, туроператорами/агентами и самими пассажирами с ограниченными возможностями. Необходимо регламентировать обязанности каждого участника процесса для обеспечения согласованности и эффективности предоставляемых услуг. К примеру, перевозчик несет ответственность за предоставление информации о доступности рейса, а пассажир – за своевременное уведомление о своих потребностях.
Процедура подачи запросов на услуги. В ней должны быть установлены четкие и понятные правила для пассажиров, желающих воспользоваться специализированными услугами. Это предполагает определение сроков подачи запросов, способов их подачи (онлайн, по телефону, лично) и перечня информации, которую необходимо предоставить. Прозрачная процедура позволит избежать недопониманий и гарантировать своевременное оказание помощи.
Правила бронирования и заключения договора. Здесь необходимо установить правила резервирования мест и провозной емкости с учетом потребностей пассажиров с ограниченными возможностями. Это включает учет габаритов кресел-колясок, необходимости дополнительного места для сопровождающего лица и других факторов. Заключение договора воздушной перевозки должно отражать все согласованные условия, касающиеся обеспечения доступности.
Информирование в аэропортах. Важным аспектом является обеспечение пассажиров с ограниченными возможностями своевременной и полной информацией. Это касается доступности расписания рейсов в альтернативных форматах, информации о доступности зон аэропорта, предоставляемых услугах и процедурах. Каналы информирования должны быть адаптированы к различным потребностям (визуальные, тактильные, аудио).
Регистрация и размещение на борту. Процесс регистрации на рейс должен быть максимально удобным для пассажиров с ограниченными возможностями. Необходимо предусмотреть приоритетную регистрацию, помощь в заполнении документов и другие меры. Размещение на борту должно учитывать физические особенности пассажира, обеспечивая комфорт и безопасность во время полета.
Принятие специальных средств передвижения. Условия перевозки кресел-колясок и других средств передвижения должны быть четко регламентированы. Необходимо определить требования к упаковке, габаритам и весу, а также порядок использования личных кресел-колясок в аэропорту до момента посадки на борт воздушного судна.
Обязанности пассажиров при посадке. Пассажиры с ограниченными возможностями также несут определенные обязанности, касающиеся обеспечения посадки на борт воздушного судна. Это может включать своевременное прибытие к месту посадки, предоставление необходимой информации персоналу и соблюдение инструкций.
Обслуживание в аэропорту отправления. Необходимо разработать четкую последовательность действий по обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями в аэропорту отправления. Это включает помощь при прохождении досмотра, транспортировку к месту посадки и обработку багажа. Необходимо четко скоординировать действия всех служб аэропорта для обеспечения бесперебойной работы на каждом этапе.
Обслуживание в аэропорту прибытия. Аналогичная последовательность действий должна быть разработана для аэропорта прибытия. Это включает помощь при высадке из самолета, транспортировку к месту получения багажа, помощь в получении багажа и транспортировку к месту назначения в аэропорту. Необходимо обеспечить плавный переход между этапами обслуживания и минимизировать время ожидания.
Что-то ещё?
Кроме того, нормативные акты предписывают компаниям аэропортов обеспечивать наличие и работу пунктов оказания первой медицинской помощи для путешествующих, в том числе инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности. Данные действия ориентированы на унификацию правил и предоставление всем гражданам одинаковых возможностей использования авиационного транспорта на всей территории государства.
Попытка засчитана
На основании изложенного следует заключить, что государство в отношении инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности в измененных нормах Воздушного кодекса РФ сделало попытку создать более благоприятные условия для их участия в воздушных перевозках. Эта попытка, однако, требует дальнейшего развития и совершенствования

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев