– Это огромная сенсация, – подтвердил директор Института археологии Крыма РАН, доктор исторических наук Вадим Майко.В четверг, 22 сентября, он приехал в Феодосию, чтобы разобраться с находками, которые преподнесла траншея, выкопанная под канализационный коллектор вдоль всей улицы Горького.– По договору с предприятием «Вода Крыма» мы ведём наблюдения в зоне прокладки коллектора с первых дней, – рассказал Вадим Владиславович. – Делать тут археологическую разведку смысла не было, так как длина траншеи – 4,5 километра и шурфы размером метр на метр ясной картины бы не дали. А выкопанная траншея позволяет, по крайне мере, представить, что же здесь было на самом деле.
По словам директора института, на некоторых участках траншеи, действительно, обнажены фрагменты разнообразных сооружений:– Что это такое, надо будет думать, но абсолютно ясно, что в районе домов №36 и №40 на улице Горького сохранился участок генуэзской фортификации. Похоже, это достаточно длинный участок крепостной стены – куртины. На том месте, где мы сейчас с вами находимся, напротив дома №2, – вообще уникальная ситуация. Хорошо видна не только сохранившаяся куртина, но и башня.Вадим Владиславович показал кладку крупных камней в стенке траншеи:– Башня очень мощная. Толщина двух её стен, которые очень хорошо видны в срезе траншеи, – 1,6 метра. Это очень крупное фортификационное сооружение, сложенное, конечно, на известковом растворе. Вероятно, какая-то значимая для генуэзского города башня, сопоставимая по размерам с башней Святого Константина.Башня, по всей очевидности, была трёхстенной, расположенной в виде буквы «П».Директор института сообщил, что в понедельник или даже выходные дни археологи начнут исследования обнаруженных объектов. О долговременных раскопках речи пока не идёт.
– Мы должны зафиксировать объекты, зачистить стены в бортах траншеи, по возможности сделать небольшие прирезки и точно выяснить, что это такое. А ещё попробуем узнать, какого времени та или иная стена, культурный слой, – пояснил Вадим Майко.Он добавил, что строители, по счастью, практически ничего не разрушили:– Повезло, что ковш экскаватора прошёл в непосредственной близости от крепостных стен и башни, и можно их зачертить и сфотографировать.На это археологам потребуется как минимум две недели.
– Покуда мы не закончим раскопки на этом участке траншеи, подступающем к башне Константина, никаких строительных работ вести нельзя. После окончания наших исследований коллектор, который остро нужен городу, будет проложен, от этого никуда не деться. Но памятники археологии, в частности крепостная стена и башня, не пострадают, – заверил директор института.В дальнейшем эти объекты предстоит полностью раскопать и провести их полное археологическое обследование.
Недавно «Победа» писала, что вся старая часть Феодосии стоит, по сути, на культурных слоях предыдущих эпох.– Это безусловно так, – подтвердил Вадим Владиславович. – Средневековая Кафа генуэзского и турецкого периодов была огромнейшим городом, и практически везде в его нынешней центральной части есть те или иные остатки, связанные с археологией. В каком бы районе бывшего средневекового города ни прокладывали коллектор, везде была бы такая ситуация.Хватит ли у института сил на срочные исследования в Феодосии?– Думаем, хватит. Нам вызвались помогать Феодосийский музей древностей, который постоянно держит с нами связь, и неравнодушные горожане, интересующиеся историей, – ответили археологи.На днях в траншее недалеко от памятника Вите Коробкову усилиями нашего музея древностей нашли ещё один любопытный объект – средневековую печь.– Это очень интересный тандыр, полностью сложенный из камня, тогда как тандыры того времени делали в основном из глины, – прокомментировал находку Вадим Майко.
По его оценке, тандыр – довольно крупный.– Не исключено, что он имеет какое-то производственное значение, – предположили археологи. – Раскопки покажут, какого он времени и для чего служил.«Победа» уточнила, что тандыр, по всей видимости, имеет отношение не к Кафе, а к турецкой Кефе.– Это, разумеется, была Кефе. Все обнаруженные в траншее находки – либо генуэзского, либо турецкого времени, причём видно, что некоторые генуэзские объекты достроены в турецкий период, в том числе фортификация, которую турки, очевидно, как-то укрепляли на отдельных участках, – объяснили специалисты.Зам. директора музея древностей Юрий Кокин показал множество остатков керамической посуды и часть курительной трубки, найденные возле печи.– Производственные печи, конечно, были крупнее, но обилие керамики говорит о том, что эту могли частично использовать для обжига, – высказал он свою точку зрения.В последние дни траншеей, увы, плотно интересуются не только специалисты, но и «люди с металлоискателями». Археологи просят городские власти помочь с охраной уникального объекта.
Лариса СЕМЁНОВА Газета Победа https://www.facebook.com/newpobeda/posts/1222896197774855

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 18
В окрестностях Феодосии, на побережье, примыкающем к мысу Ильи, находятся единственные в мире популяции интересных растений - клоповника Турчанинова и кендыря крымского. Первый был описан В. И. Липским в 1894 году; этот вид включён в Красную книгу Украины (категория 1 - исчезающий), Европейский Красный список (Е - угрожаемый) и Красный список МСОП (R - редкий). Его было посчитали исчезнувшим видом, однако крымский ботаник А. В. Ена в 1996 году вновь обнаружил это растение на участке побережья протяжённостью 1,48 км между мысами Феодосия и Ильи. Растения встречаются исключительно по оголённым крутым приморским склонам на высоте 20-30 м над уровнем моря. Отдельные особи находятся практически на уровне галечникового пляжа, никогда, однако, не нём не поселяясь. Площадь, занимаемая популяцией, на превышает 3 га. Численность особей за 10 лет сократилась с 5 до 2 тысяч экземпляров.
--
Другой эндемик - кендырь кр
...ЕщёВ окрестностях Феодосии, на побережье, примыкающем к мысу Ильи, находятся единственные в мире популяции интересных растений - клоповника Турчанинова и кендыря крымского. Первый был описан В. И. Липским в 1894 году; этот вид включён в Красную книгу Украины (категория 1 - исчезающий), Европейский Красный список (Е - угрожаемый) и Красный список МСОП (R - редкий). Его было посчитали исчезнувшим видом, однако крымский ботаник А. В. Ена в 1996 году вновь обнаружил это растение на участке побережья протяжённостью 1,48 км между мысами Феодосия и Ильи. Растения встречаются исключительно по оголённым крутым приморским склонам на высоте 20-30 м над уровнем моря. Отдельные особи находятся практически на уровне галечникового пляжа, никогда, однако, не нём не поселяясь. Площадь, занимаемая популяцией, на превышает 3 га. Численность особей за 10 лет сократилась с 5 до 2 тысяч экземпляров.
--
Другой эндемик - кендырь крымский - найден В. Н. Сарандинаки в начале прошлого столетия. Он внесён в Европейский красный список (категория R - редкий). А. В. Ена установил, что это растение произрастает в районе мыса Ильи на участке протяжённостью около 1 км, преимущественно на галечниковом пляже, иногда поднимаясь на глинистый уступ. От устья балок растения продвигаются вверх на 3-10 м. Было обнаружено около тысячи надземных побегов. Корневища растения уходят в землю на глубину до 80 см.
Первые лесные посадки были выполнены на скалах хребта Тепе-Оба с целью повышения дебита источников горной воды Феодосии и борьбы м ливневыми потоками. Инициатива исходила от Феодосийской городской думы и была подготовлена лесничим феодосийского опытного лесничества Ф. И. Зибольдом. По склонам Феодосийских гор в 1871-1875 годах был заложен сосновый лес на внушительной для того времени площади.
Это была одна из многих неудачных попыток решить проблему обеспечения города питьевой водой. За один год тогда создана роща площадью 124 десятины. В качестве основных пород для неё были выбраны дуб, остролистный клён, американский ясень, грецкий орех, белая акация и сосна. Но непривычными оказались для саженцев лиственных пород климатические условия гор, и они полностью погибли. К тому же у лесоводов не было необходимого опыта и навыков в обработке почвы на горных склонах.
На втором этапе (1897-1914 годы), когда был накоплен опыт, лесоводы стали шире применять для облесения склонов саженцы сосны, особенно крымской сосны и сосны пицундской, проводилось устройство водоудерживающих террас и канав, организация агротехнического ухода в междурядьях и радах посадок. В настоящее время часть насаждений, созданных на втором этапе закрепления склонов, сохранилась и входит в состав лесного фонда Феодосийского лесничества Старокрымского государственного ле
...ЕщёЭто была одна из многих неудачных попыток решить проблему обеспечения города питьевой водой. За один год тогда создана роща площадью 124 десятины. В качестве основных пород для неё были выбраны дуб, остролистный клён, американский ясень, грецкий орех, белая акация и сосна. Но непривычными оказались для саженцев лиственных пород климатические условия гор, и они полностью погибли. К тому же у лесоводов не было необходимого опыта и навыков в обработке почвы на горных склонах.
На втором этапе (1897-1914 годы), когда был накоплен опыт, лесоводы стали шире применять для облесения склонов саженцы сосны, особенно крымской сосны и сосны пицундской, проводилось устройство водоудерживающих террас и канав, организация агротехнического ухода в междурядьях и радах посадок. В настоящее время часть насаждений, созданных на втором этапе закрепления склонов, сохранилась и входит в состав лесного фонда Феодосийского лесничества Старокрымского государственного лесного охотничьего хозяйства.
В течение последних десятилетий наблюдается усыхание деревьев хвойных пород. В насаждениях помимо сосны крымской можно встретить ясень, робинию лжеакацию, дуб черешчатый, вяз мелколистный, а в подлеске - бобовник, кизил, тёрн, шиповник, жимолость татарскую, боярышник, бирючину. Высота деревьев в существующих насаждениях достигает 7-15 м.
Для Феодосии и её окрестностей характерно большое разнообразие дикорастущей флоры. Здесь на небольшой территории сосредоточена почти половина высших сосудистых растений, произрастающих в Крыму, - свыше 1300 из 2775. Этому способствует наличие разнообразных биотопов - от пляжей морских побережий до горных вершин Кара-Дага и Эчки-Дага, расположенных на высоте свыше 500 м.
что впрочем и сделали )
никто ничего там при десанте не разрушил тем более на Илье.
палили как в копеечку ночью, куда попало
было отверстие в стене между углов башней ближе к арке..вот видимо от отверстие и было от той..стрельбы...29 декабря 1941..го ..