– И это не удивительно, ведь театр он любил с детства. Это семейное: родители Валентина Петровича были заядлыми театралами.
– Это потрясающе описано в «Волшебном роге Оберона» и ряде других произведений, в которых он вспоминает своё детство. Читая их, создаётся впечатление, что он как будто бы прожил множество жизней. На судьбу людей его поколения выпали жуткие испытания. Просто страшно читать, через что прошли эти люди. Начиная с 1905 года: Русско-японская война, Первая мировая война, Октябрьский переворот, ужасная Гражданская война, ЧК, коллективизация, Великая отечественная война, где он сам неоднократно был на грани, и где погиб его брат. Жуткое время! Меня буквально трясёт, когда я читаю его воспоминания о Куликовом поле: чего там только не происходило! Столько бед обрушилось на Куликово поле, столько горя: там был знаменитый пожар, там расстреливали, там сжигали людей. Он описывает всё это подробно, в огромных книгах. Страшно даже представить, через что ему пришлось пройти.
— С другой стороны, он был свидетелем и участником не только ужасных, но и великих событий: на его глазах создавался новый театр, новая литература. Он водил дружбу с великими: с Есениным, например, с Маяковским.
— Удивительный характер, согласитесь. Я всё время, когда читаю об этом, поражаюсь тому, что и с Есениным и с Маяковским он познакомился на улице. Он подошёл к Маяковскому и сказал напрямую: «Я поэт, ваш поклонник. Давайте с вами познакомимся». И через полчаса они уже сидели вместе в пивной. Точно так же он познакомился с Есениным. Меня поражает эта способность идти в открытую, завязывать знакомство и становиться близким человеком. Мне кажется, что катаевский тип – это американский тип. Прогрессивный, прагматичный, идущий в лоб авантюрист. Но, действуя таким образом, он подтолкнул к успеху множество людей. Своего брата, например. Знаете, я ему всё-таки верю, хотя вокруг его личности и сложилась очень непростая ситуация: его многие не любили. Его, например, не переносил Леонид Леонов. Он описывает Катаева как неприятного двуличного человека, циника, который любил стравливать людей. Он не понравился Горькому, его ненавидел Каверин.
– Зато ему благоволил Бунин.
– Сейчас в работе над пьесой мне очень помогает – и мы часто с актёрами обращаемся к этому эпизоду – его история учения у Бунина. Мне кажется, что это приложимо и ко «Дню отдыха». Я имею в виду его знаменитый конфликт с Буниным, когда он написал рассказ, где человек убивает за деньги. И когда он принёс его Бунину, у которого учился много лет, вплоть до его эмиграции, тот заметил: «Так нельзя писать, как вы пишете». Катаев спросил, почему. Бунин ответил: «Вы бы убили из-за денег?» «Я – нет, но это плохой персонаж», – возразил Катаев. Тогда Бунин сказал: «Никогда так не пишите. Вы должны быть в каждом из персонажей. Вы часть каждого из них». Мне кажется, что в «Дне отдыха» все персонажи – катаевы. Поскольку Зайцев – безусловно, авантюрист. Это всё равно американский герой. Он перейдёт через всё. И директриса эта, которая вся такая маленькая, хорошенькая, та ещё авантюристка – соврёт, не моргнув. А Шура чего стоит? Человек готов отдать сорок рублей кровных, чтобы пройти на десять минут, но нет – она его не пустит.
Нет комментариев