Опустевший лагерь мигрантов у белорусско-польской границы. Иллюстрация:
Sputnik.by
В то же время ситуация в отношениях ЕС и Белоруссии серьезным образом не изменилась, и пока нет однозначных признаков того, что нынешние контакты в гуманитарной сфере не будут краткосрочными, после чего эскалация напряженности не продолжится. Например, звонок Меркель, которая уже, по сути, не является главой правительства Германии, не говорит об официальной позиции Берлина. Это подтвердил и и. о. главы МИД ФРГ Хайко Маас, который заявил, что ЕС из-за миграционного кризиса ужесточит санкции против Белоруссии. Такую же позицию занимают и все страны ЕС, что подтвердилось еще 15 ноября, когда на фоне штурма польской границы мигрантами проходила встреча глав внешнеполитических ведомств стран ЕС. На саммите были одобрены критерии введения пятого пакета санкций против Белоруссии. Отмечалось, что теперь Евросоюз сможет «преследовать физических и юридических лиц, организующих или способствующих деятельности режима Лукашенко, способствующего незаконному пересечению внешних границ ЕС».
Правда, ни о каких жестких экономических рестрикциях в этот раз речи нет, а сам список ограничений, как и тех, кто должен в него попасть, окончательно не оформлен. Известно, что в него планируется включить минский национальный аэропорт, отель «Минск», уже находящуюся под санкциями «Белавиа» и еще порядка двух десятков лиц, которых на Западе считают причастными к миграционному кризису. По сути, этот пакет не сыграет никакой роли в продолжающемся противостоянии, не сможет серьезным образом ухудшить экономическое или политическое положение Белоруссии, а потому выглядит как очередная попытка психологического давления на Минск и дискредитации Лукашенко в глазах мирового сообщества.
Последние события в противостоянии Минска и Брюсселя вызвали серьезный резонанс не только в Белоруссии, но и за рубежом, а также среди белорусской оппозиции, про которую все стали забывать. Здесь стоит заметить, что, по мнению многих аналитиков, именно из-за окончательного превращения оппонентов Лукашенко в бесполезных нахлебников на Западе и начали искать возможности возобновить контакты с теми, кто реально управляет Белоруссией. Официальный тон на Западе и в среде беглой оппозиции по-прежнему остается воинственным. Например, в Германии «Зеленые» назвали переговоры Меркель и Лукашенко «ужасным сигналом», который свидетельствуют о том, что и. о. канцлера фактически признала легитимность белорусского лидера. В Польше вице-премьер Ярослав Качиньский заявил, что «интернационализация, безусловно, необходима, но не настолько, чтобы вести переговоры над нашими головами и делать подобные предложения». Эстонский председатель комиссии по иностранным делам парламента Марко Михкельсон отметил, что «это было серьезное разочарование, потому что мы заняли общую позицию, что мы не признаем Лукашенко главой белорусского государства», а контакт Меркель, «который она сделала в обход Польши, очень понравился бы Путину». В последнем нет ничего удивительного. По словам пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова, «очень важно, что напрямую установлен контакт между представителями ЕС и руководством Белоруссии».
Вместе с тем большинство белорусских оппозиционных аналитиков, которые напрямую продвигают интересы Запада в Белоруссии и вокруг нее, попытались объяснить происходящее совершенно с иной стороны. В частности, главный упор делается на то, что звонки Борреля и Меркель больше выглядят как «попытка дать Лукашенко возможность самостоятельно деэскалировать конфликт, не потеряв лицо полностью». При этом отмечается, что сам по себе миграционный кризис и был придуман в Минске для того, чтобы заставить Запад пойти на переговоры и провозгласить это как свою победу и «международную легитимизацию режима Лукашенко». Кроме того, утверждается, что Запад начал подвижки в строну официального Минска чисто из гуманитарных соображений, так как надвигается зима и остро встает вопрос о жизнях тысяч людей, застрявших на границе.
По сути, такая трактовка происходящего в среде белорусской оппозиции полностью совпадает с тем, что заявляется их западными кураторами. Известно, что при всей традиционно фальшивой риторике о необходимости помощи мигрантам ни Польша, ни Литва, ни Латвия не собираются уступать и пропускать на свою территорию беженцев. Такую же позицию занимают и власти стран ЕС, в том числе Германии. Ранее Хайко Маас подчеркивал, что все мигранты, которые находятся сейчас на территории Белоруссии, в ЕС не попадут, а Берлин «не пришлет за ними автобусы». Хотя, логически рассуждая, какая разница между гражданами того же Ирака, прилетевшими в Минск или, допустим, в Стамбул?
«Я буду выступать за то, чтобы эти люди… были возвращены в страны, из которых они приехали, и чтобы эти страны взяли на себя свою часть ответственности», — заявил он, фактически обрисовав официальную позицию Берлина, а с ним и Брюсселя.
В ФРГ официально не признают легитимность Лукашенко как президента Белоруссии, но считают нужным вести с ним переговоры для оказания гуманитарной помощи мигрантам. Об этом за последние дни несколько раз заявлял официальный представитель кабмина Германии Штеффен Зайберт. В частности, он признал, что, «для того чтобы улучшить эту вызывающую тревогу гуманитарную ситуацию для тысяч людей, имеет смысл говорить с теми, кто в Минске имеет возможность изменить положение». Одновременно в Берлине подчеркивают, что не думают соглашаться с предложениями Лукашенко и точно не готовы считать себя проигравшей стороной.
Таким образом, нынешняя ситуация в противостоянии Белоруссии и Запада не может в полной мере свидетельствовать о чьей-либо победе. Сам Александр Лукашенко, несмотря на все звонки из ЕС, продолжает настраивать своих подчиненных на длительный конфликт, заявляя, что страна будет защищаться до конца, а он шутить не будет. В ЕС также не скрывают, что готовы к такому развитию событий, что говорит о бессмысленности разговоров о снижении градуса напряженности между сторонами. Особенно если помнить и о третьем участнике конфликта — США. Вашингтон вряд ли допустит нормализацию обстановки в Восточной Европе и будет любыми способами препятствовать этому. Поэтому Минск и Брюссель, а с ними и Москву, которую искусственно пытаются сделать виноватой в происходящем, по всей видимости, ждет длительный путь урегулирования нынешних проблем.
Наталья Григорьева
Нет комментариев