Наконец КМ достиг Каспийска - городка, расположенного рядом с Махачкалой. Туда же прибыли высокопоставленные чиновники и потребовали от конструктора немедленного отчета. Экраноплан еще находился в плавучем доке, а Доктор наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло. И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, - взяв полетный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нем: "Полет в доке".
Запустили все 10 двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40% от номинальной док с пришвартованным в нем экранопланом тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворенный произведенным на чиновников впечатлением, Алексеев приказал глушить двигатели. С тех пор слова "полет в доке" для конструктора и его сподвижников обозначали очковтирательства, на которые случалось идти, дабы не конфликтовать с требующим быстрых результатов начальством.
А оно все торопило, и для соблюдения назначенной даты первого полета пришлось серьезно рискнуть. Дело в том, что на корабле-макете не успели смонтировать радиооборудование, не работали и высотомеры. В четыре утра, когда начальство нежилось в постели, буксир вывел док в море. Он еще не полностью погрузился в воду, а из него уже на малом газе вырулил экраноплан - за штурвалом сидел Доктор. Он показал жестом: "Вперед!" - и поднял КМ из воды. Летал сразу около 50 мин на высоте примерно 4 м.
Комментарии 17
Российское военное ведомство окончательно отказалось от идеи разработки и строительства "Каспийских монстров", которые 25 лет назад вызывали шок у натовских военных. Как выяснили "Известия", последние образцы "летающих кораблей" будут утилизированы.
— В гособоронзаказе на 2011–2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие, — сказал "Известиям" высокопоставленный представитель Минобороны."
В России идут испытания экраноплана «Орион-25». Работы особо не афишируются. Об этом рассказал бывший руководитель компании «Ильюшин» Алексей Рогозин. Как известно, Минобороны РФ при Сердюкове отказалось финансировать работы по тематике экранопланов. Теперь, возможно, эти аппараты обретут вторую жизнь.
"При исследовании устойчивости движения трековых моделей для дачи возмущения использовался тяжелый лист фанеры: воздушная волна от его падения заставляла модель качнуться. Дальнейшее движение и было предметом исследований. Один раз, правда, перестарались – модель сорвалась с трека и, взмыв в воздух, пробила крышу"
Меня впечатлил лист фанеры, свидетельствующий о уровне работ Алексеева. То модель неожиданно взмыла вверх, то КМ...и этому он не придал значения. Это свидетельство авантюризма и непрофессионализма. Экраноплан не корабль, а летательный аппарат и им должен заниматься авиаконструктор. Все обсуждения в военных группах сводятся к мерянию письками и оскорблению людей, имеющих своё мнение. Принцип армии не выделяться и "я начальник - ты дурак" здесь процветает
Океанские сверхтяжёлые авианесущие экранопланы главного авиаконструктора Роберта Бартини. Г.Ороско
Опыт реальной эксплуатации экранопланов первого поколения, имеющих, так называемую «самолётную» схему, таких как: КМ (m0 = 540 т), «Лунь» (m0 = 470 т), «Орлёнок» (m0 = 140 т), не продемонстрировал на практике преимуществ перед другими видами скоростного транспорта, и в первую очередь, самолётами и гидросамолётами. Эти выводы были озвучены создателем этих аппаратов Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Выход из создавшегося положения в переходе к аэродинамической схеме «составного крыла». Главным идеологом применения схемы «составного крыла» для амфибийных аппаратов являлся авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини - ДУРНЮ УДАЛИВШЕМУ МОИ КОММЕНТАРИИ
Как бы ты не любил Бартини и не ненавидел Алексеева, проекты Бартини были обречены изначально. Несмотря на его талант.
Чего только стоит проект тяжелого авианосца Бартини А-2500.
Который был бессмысленным и утопичным с самого начала.
Он известный и талантливый конструктор с мировым именем. Его идеи и наработки были воплощены в жизнь и выпускались серийно. Например, корабли на подводных крыльях гражданского и военного назначения. Более того - используются и по сей день.
А всем "критикам" и диванным "оппонентам" Алексеева я настоятельно рекомендую, для начала, построить что-нибудь мало-мальски стоящее собственными руками.
Хотя бы собачью будку, например....