Восемь древнейших сооружений владимиро-суздальской школы.
Фото: Владимир Карпов
Владимир и Суздаль – древнейшие русские города, известные всему миру благодаря своей архитектуре. Именно здесь в XII–XIV веках сформировалась владимиро-суздальская школа, которая славится каменным зодчеством и белокаменной резьбой. Здания строили из белого камня, а фасады украшали резьбой, изображавшей фигуры людей, животных, птиц, чудовищ и растений.
В регионе сохранились восемь таких сооружений, они также внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Портал «Золотые ворота культуры» познакомит вас с белокаменными памятниками Владимира и Суздаля поближе.
Золотые ворота
Фото: Сергей Ершов
В XII веке Владимир опоясывался дерево-земляным валом с пятью входными воротами – Волжскими, Серебряными, Ириниными, Медными и Золотыми. До наших дней сохранились только последние. Это был главный въезд в княжеско-боярскую часть Владимира.
Золотые ворота заложили в 1158 году по указу князя Андрея Боголюбского. Над сооружением работали княжеские мастера, а также скульптор и, возможно, зодчий, присланные римским императором Фридрихом Барбароссой.
В то время постройка представляла собой высокую квадратную в плане башню из белого камня с проездной аркой высотой 14 метров. Дубовые ворота, по преданию, были покрыты золочёной медью. Створки примыкали к арочной перемычке, на которой располагался деревянный настил. Поднимались туда по каменной лестнице внутри южной стены, по ней же можно было попасть на гульбище – крытую галерею с зубчатыми стенами. В центре этой площадки располагалась надвратная церковь Положения Риз Богородицы. Это был одноглавый крестово-купольный храм с тремя алтарными апсидами, тремя арочными порталами и декоративным пояском на фасаде.
Фрагмент диорамы «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года»
В 1238 году во время набега татары прорвались в город, сорвали с петель створы ворот и содрали с них золоченую медь. В последующие годы Золотые ворота неоднократно страдали от нашествия врагов и пожаров, а в конце XVIII века при переустройстве города срыли земляные валы. В 1795 году, чтобы укрепить ворота, к углам пилонов пристроили контрфорсы, заключённые в круглые башни, переложили заново своды и возвели новую Ризположенскую церковь. Именно в этом виде Золотые ворота дошли до наших дней.
Сейчас здесь располагается военно-историческая экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Здание закрыто на реставрацию до 2025 года.
Свято-Успенский кафедральный собор
Свято-Успенский собор возвели 1158–1160 годах по указу Андрея Боголюбского. Белый камень привезли из Болгарии, а мастеров, которые украшали его изнутри, прислал римский император Фридрих Барбаросса. Изначально храм имел три апсиды, шесть поддерживающих крышу колонн, три притвора, три алтаря и пять глав. Высота строения превышала 32 метра – это выше киевского и новгородского Софийских соборов, построенных в то же время.
По пышности внутреннего убранства храму не было равных – там были золоченые скульптуры и двери, витражные стекла, виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит. Фасады украшали лепные орнаменты и фигурные пилястры с капителями коринфского ордера.
Вид Успенского собора с контрфорсами XVIII–XIX веков, луковичными главами и с колокольней 1810 года
В 1185 году храм сильно повредил большой пожар. Через год по указу князя Всеволода Большое Гнездо Успенский собор стали восстанавливать. К зданию пристроили боковые галереи и увеличили алтарную часть – старые стены оказались в центре нового храма. Чтобы объединить пространства, внутри сделали новые арочные проёмы. В завершение работ в 1189 году это уже был более вместительный пятинефный храм. Фасады в основном оставили гладкими, с редкими рельефными композициями.
В 1238 году храм подожгло войско хана Батыя, спустя 170 лет его разграбил татарский царевич Талыч в ходе междоусобных войск. К XV веку в храме остались только фрагменты первоначальных фресок. В 1408 году стены снова расписали. Сейчас Успенский собор – единственный в стране, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва. Но и они пострадали – увидеть можно отдельные изображения большой композиции «Страшного суда» в западной части храма и фрагменты в алтарной части.
Фрагмент фрески «Страшный суд» Андрея рублёва, 1408 г.
Во второй половине XVIII века по приказу Екатерины II собор отреставрировали, а выполненный Рублёвым иконостас заменили на барочный. В 1810 году рядом с храмом возвели четырёхярусную колокольню, позднее пристроили придел во имя благоверного князя Георгия Всеволодовича. В 1886–1891 годах собор отреставрировали и восстановили его первоначальный вид.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В 1926 году Успенский собор закрыли для богослужения и передали Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику, а с 1944 года он находится в совместном ведении Русской православной церкви и музея.
Дмитриевский собор
Белокаменный собор возвели в 1197 году как дворцовый храм князя Всеволода Большое Гнездо. Освятили его в честь княжеского небесного покровителя Димитрия Солунского. В строительстве участвовали греческие, немецкие и итальянские архитекторы, но основную работу выполняли русские зодчие.
Это классический крестово-купольный храм с тремя апсидами и четырьмя колоннами внутри. Изначально здание окружали галереи с лестничными башнями – они соединяли собор с княжеским дворцом. Фасад поделен на три яруса: первый – без убранства, второй украшен орнаментом, ложными арками и колоннами, а третий ярус покрыт резьбой. Венчает собор золочёный купол в форме богатырского шлема, на вершине которого установлен широкий крест. Белокаменные стены собора украшены в стиле западных средневековых базилик – греческие резчики изобразили фигуры святых, животных, птиц, грифонов и растений. Центральная фигура на всех фасадах – псалмопевец царь Давид с гуслями в руках. Внутри на стенах – фрески с библейскими сюжетами и деревянные образа, среди которых была византийская икона с изображением святого Дмитрия Солунского.
Фрагмент рельефа на фасаде Дмитриевского собора
За века собор сильно пострадал от пожаров и грабежа. В 1837–1839 годах Николай I приказал отреставрировать здание и придать ему «первобытный вид». Во время этой реконструкции храм сильно изменился – лишился лестничных башен и галерей, которые ошибочно приняли за поздние постройки.
В 1919 году Дмитриевский собор передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Суздальский кремль
Суздальский кремль – древнейшая часть города. Первые укрепления на этой территории появились ещё в X веке, после соорудили земляные валы с бревенчатыми стенами и башнями. Общая протяжённость крепости составляла 1400 метров. В кремле располагались княжеский и епископский дворы, городской собор, а также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.
В 1222–1225 годах на территории кремля возвели трёхглавый собор Рождества Богородицы. Фасады и порталы украсили резными изображениями фигур львов, женских масок и затейливых орнаментов. В 1445 году храм сгорел, в 1528–1530 годах его частично разобрали, сделали надстройку из кирпича и возвели пять глав вместо трёх.
Фото:Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В 1677 году построили новые стены с 15 башнями и воротами, а на главной площади появились каменные здания Архиерейских палат. В комплекс входили жилые и хозяйственные помещения, а также Крестовая палата, в которой принимали гостей. В XVII веке напротив Рождественского собора возвели шатровую колокольню с часами-курантами. В этот период около кремлёвского вала находились осадные дворы крупных землевладельцев, бояр и князей Шуйских, Пожарских. Здесь же располагались около сотни деревянных домиков и пороховой погреб. В 1719 году пожар уничтожил все деревянные постройки.
Фото:Владимиро-Суздальский музей-заповедник
До конца XVIII века Суздальский кремль был резиденцией владимиро-суздальских архиереев, а Рождественский собор выполнял роль усыпальницы для представителей суздальских княжеских и боярских родов и высшего духовенства.
Спасо-Евфимиев монастырь
Мужской монастырь основал суздальско-нижегородский князь Борис Константинович в 1352 году. Обитель назвали Спасо-Преображенской, но позднее переименовали в Спасо-Евфимиеву, в честь первого игумена монастыря – святого преподобного Евфимия Суздальского.
Фото:Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Первоначально все постройки были деревянными, до наших времен они не сохранились. В XVI веке построили каменный Спасо-Преображенский собор. Это строгое здание украшено ложными арками и колоннами, килевидными закомарами – полукруглыми завершениями стен, и галереями-папертями с трёх сторон. Венчают храм семь глав – пять куполов расположены над центральной частью здания и два на приделах с южной и северной стороны.
Фото:Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Одновременно с собором возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она представляет собой девятигранный ярусный столп. На первом располагалась кладовая, на втором – церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. На рубеже XVI и XVII веков к зданию пристроили три арки звонов на коротких гранёных столбах. Место соединения строений украсили башенкой-часозвоней с шатром, фасад и цоколь – традиционным суздальским узорочьем: ширинками, балясинами, поребриком, нишами и проёмами.
В конце XVI века построили Успенскую трапезную церковь. Здание представляет собой небольшой столпообразный храм с апсидой, украшенной нишами, арками и керамическими вставками. С восточной стороны к нему примыкает придел мученика Диомида в виде миниатюрной церкви, с западной – трапезная палата. В интерьерах церкви и трапезной палаты сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.
Колокольня Спасо-Евфимиевского монастыря, 1912 год
Между 1628 и 1660 годами построили Архимандритский корпус – двухэтажное Г-образное здание, примыкающее к трапезной палате. Помещения внутри сводчатые, снаружи постройку украшают деревянные крытые галереи на каменных столбах и крыльца.
Сейчас в монастыре – музейные экспозиции, посвящённые истории суздальских обителей и русскому декоративно-прикладному искусству.
Храм Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли возвели по указу князя Андрея Боголюбского в 1165 году. Легенда гласит, что церковь построили в честь победы над булгарами, а в житии князя – что это дань памяти его сыну Изяславу Андреевичу, погибшему от ран в той битве. Это первый в России храм, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Фото: Священник Всеволод Перепелкин
Во времена Андрея Боголюбского на этом месте Нерль впадала в Клязьму. Весной пойму сильно заливало, поэтому строить здесь что-то было очень рискованно. Но мастера нашли выход – они насыпали искусственный холм, заложили мощный фундамент в 5,3 метра и на нём построили храм. Холм был облицован белокаменными плитами с желобами-водостоками, а к пристани вели лестницы, тоже белокаменные.
Сама церковь – одноглавая, имеет три апсиды и четыре внутренних колонны. Стены храма строго вертикальны, но благодаря особым пропорциям кажется, что они наклонены вовнутрь, и сооружение выглядит выше. Внутри столпы сужаются кверху, что тоже создаёт ощущение большей высоты. Стены украшены белокаменной резьбой. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Его окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов.
Фрагмент рельефа на фасаде церкви
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены.
Богородице-Рождественский собор
Храм Рождества Богородицы построили в 1150–1160-х годах по заказу князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Это была белокаменная одноглавая четырёхстолпная церковь с тремя апсидами. Фасад украшала резьба по камню, внутри стены были расписаны византийскими мастерами.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Здесь находилась резиденция Андрея Боголюбского. Центром архитектурного комплекса была церковь Рождества Богородицы, а к ней с двух сторон примыкали двухъярусные галереи-переходы с лестничными башнями. Северный переход вёл в жилой княжеский дворец. Оба крыла завершались боевыми башнями. У входа в храм под шатром-киворием стояла огромная водосвятная чаша. Площадь перед дворцом была выложена белокаменными плитами с желобами-водостоками.
В 1722 году храм обрушился и на его месте возвели новый. В 1751–1756 годах собор снова перестроили, но уже в стиле барокко. Однако галерея с лестничной башней сохранилась и стала частью колокольни нового Рождественского собора. Это единственное дошедшее до нас гражданское здание домонгольской Руси. Именно эта часть постройки вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Учёные предполагают, что в этой самой галерее был убит Андрей Боголюбский.
Церковь Бориса и Глеба
Церковь заложили в 1152 в честь небесных покровителей сыновей князя Юрия Долгорукого Бориса и Глеба. Это наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Восточной Руси. В 1159 году храм стал усыпальницей для князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, здесь же погребены его жена Мария и их дочь Ефросиния.
Фото: Православные монастыри России
Расписывали храм в XII веке – в нише над гробницей Марии найдены фресковые росписи с изображением двух фигур святых жен, стоящих среди кущ райского сада. На южной стене, слева от окна, сохранилась часть композиции «Поклонение волхвов» – изображение двух всадников.
В центре храма располагался омфалий – большой круглый камень, на который становился священнослужитель для проведения особых ритуалов. В алтарной части сохранился престол из белого камня.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Фасады церкви строгие, почти без украшений – есть лишь поребрик и арки. В конце XVII века своды храма, глава и верхняя часть восточного фасада обрушились. Тогда здание получило сомкнутый свод и четырехскатную кровлю с маленькой главкой. Древние окна и южный портал заложили и сделали ряд новых оконных проемов. В XIX веке с западной и северной сторон к храму пристроили притворы.
Фрагмент фрески в церкви Бориса и Глеба
До наших дней сохранились не только фрагменты фресок XII века, но и загадочные символы – кресты и стрелки на многих камнях.
Еще больше интересных мест ищите на портале «Золотые ворота культуры»!
О, белокаменная Русь! Полёт восторженного взгляда. Тобой любуюсь и горжусь, Другой мне родины не надо. - Благословенный Богом Храм, Музей истории под небом. Как много разных панорам Питают нас д...
Комментарии 1