Борис Смородов превратил традиционную неказистую обувь в модный аксессуар. Сейчас валяльщики на его фабрике «Русские валенки» производят 6 тыс. пар обуви в год. Годовая выручка проекта, по оценкам РБК, составляет около 12 млн руб. в месяц.
В 1992 году Смородов выкупил фабрику химчистки и крашения одежды в своем родном городе Вышний Волочек (Тверская область). «В советское время фабрика процветала, но во время перестройки заказов не стало, все пункты приема одежды постепенно закрылись, — рассказывает Борис Смородов. — У нас отобрали котельную, приходилось работать в верхней одежде». Чтобы оплачивать счета и зарплату рабочим, торговали чем придется — овощами, промтоварами, мыло варили, была даже автомойка. Через два года такой работы Смородов понял, что пора что-то менять. Идею ему подал местный механик — предложил заняться производством валенок.
В Вышнем Волочке уже была крупная фабрика по машинному производству валенок. Чтобы конкурировать с крупным игроком, Смородов решил валять валенки вручную. Он собрал четверых местных и повез их на обучение в деревню Фирово, где в это время был цех по производству валенок ручной валки. «Каждый день возил их на своей машине за 60 км — утром привозил, вечером забирал. На освоение промысла ушло восемь лет. Ну какой нормальный человек будет столько обучаться ремеслу? Молодежи нужно все и сразу», — рассказывает Борис Смородов. Все это время его фабрика продолжала заниматься торговлей и работать как химчистка.
К 2002 году ему наконец удалось наладить производство валенок. Один валяльщик за смену делал не больше трех пар обуви — с заводскими объемами это сравниться не могло. Брали качеством. «Наши валенки служат много лет и выдерживают холода до 60 градусов, их не ест моль», — хвалится предприниматель. Основными покупателями стали жители Москвы и Санкт-Петербурга: фабрика стоит на трассе, соединяющей две столицы. По подсчетам Смородова, за сутки мимо проезжает 40 тыс. автомобилей.
Постепенно от стандартных однотонных валенок перешли на декоративные. «Ясно, что москвичи не будут носить валенки с галошами, как принято у нас. Стали приделывать к ним резиновую подошву, вышивать узоры вручную, прикреплять стразы и аппликации», — рассказывает Борис Смородов. Недавно он освоил технику фотопечати и теперь принимает корпоративные заказы на валенки с логотипами компаний.
«Русскими валенками» стали интересоваться турагентства — сейчас в Вышний Волочек постоянно приезжают автобусы с иностранными и российскими туристами. Смородов понял, что пора расширяться, и в 2012 году надстроил над фабрикой второй этаж, где устроил музей и магазин. «Я часто бываю за границей и вижу, как там работают местные производители: сначала группе туристов показывают, как выдувают стеклянные фигурки в Венеции или ткут ковры в Тунисе, а затем ведут в магазин, где человек покупает эти вещи ручной работы. И решил сделать нечто подобное», — рассказывает Борис Смородов.
Сейчас у него работает два магазина: один при фабрике и один в центре Волочка — для местных жителей, которые покупают валенки для ежедневной носки. Также заказы поступают через интернет-магазин с англоязычной версией. «Никто меня обращаться с интернетом не обучал. Жизнь заставила», — говорит Борис Смородов. Скоро «Русские валенки» можно будет купить еще и в Швейцарии и США: Смородов уже заключил договоры с двумя жительницами этих стран, которые планируют открыть магазины тверских валенок за рубежом.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/13/02/2018/5a7d991e9a794774e07b164c?utm_source=fb_rbc
Нет комментариев