По сути, это единственный настоящий шпиль (среди остальных малогабаритных собратьев) в городе. К тому же прекрасно вписывающийся в окружающую архитектурную среду и гармонирующий с местностью. Методический совет по историко–культурному наследию при Министерстве культуры принял решение о придании статуса памятников архитектуры и принятии под охрану жилых домов, представляющих собой единый комплекс "под шпилем". Это дома под номерами 14, 16 и 18 по улице Коммунистической, а также третий и пятый — по улице Красной. Ансамбль построен в послевоенные годы по проектам заслуженных архитекторов страны Марка Лифшица, Леонида Гольдштейна и Владимира Исаченко.
Сегодня Владимир Григорьевич Исаченко — известный и заслуженный архитектор. А тогда, в конце сороковых, его, еще не имевшего институтских "корочек" двадцатилетнего фронтовика, прикомандировали к Военпроекту Белорусского округа. Минск строился, и чрезвычайно не хватало архитекторов. Участие в проектировании жилой застройки по улицам Красной и Коммунистической (тогда она называлась улица МОПРа) — его первая крупная работа. Кстати, именно ему довелось проектировать саму башню, увенчанную шпилем.
Мы рассматриваем старые фотографии из архива В. Исаченко. С трудом верится, что всего полвека назад на месте оживленного проспекта Ф. Скорины пролегала узкая и отнюдь не прямая улица Советская. Низкий деревянный мост через Свислочь. Широкая пойма реки, берега безо всяких признаков человеческой деятельности. Идиллический сельский вид. И лишь на холме одиноко возвышается Оперный театр.
— Сразу после войны, — подтверждает Владимир Григорьевич, — это было пустынное место. В 1947 году закончили строительство здания штаба Белорусского округа. Проектировал его известный архитектор В. Гусев. Требовалось жилье для офицерских семей. Управление архитектуры определило нам место как раз напротив штаба. Это должна была быть рядовая жилая застройка. Но у всех после войны было такое приподнятое настроение, хотелось как можно лучше отстроить Минск, поэтому жилой квартал решили проектировать по законам классицизма, в одном стиле со зданием штаба.
Дома возводились с учетом наших климатических условий. Так, благодаря наличию мощных карнизов и двускатных крыш отлично сохранились стены и все архитектурные детали: ионики, пилястры, капители. Во фронтоне одного из домов установлена скульптурная композиция, выполненная П.К.Белоусовым. Конечно, широко использовалась символика рабоче–крестьянского государства, а также всевозможные орнаменты, снопы, ленты, голуби мира и полные чаши — мечталось об изобилии в жизни. Абсолютно все детали были изготовлены из бетона, который с годами твердеет, это не хрупкий гипс. Поэтому вся лепнина сохранилась до сих пор.
Война тогда еще не стала историей, и это не могло не отразиться на строительстве. Так, под домами сооружались убежища. Монтировались сирены противовоздушной обороны. В башне под шпилем размещался так называемый вышковый разведывательный пункт.
В то время не было мощной строительной техники, поэтому стены выполнялись из кирпича, применялись отдельные железобетонные и деревянные изделия. Но строили на века. Например, вместо распространенных тогда деревянных перекрытий начали применять более прогрессивные, собираемые из армированных керамических плит. Все архитектурные детали фасада надежно вмонтированы в тело стен. Кирпичные дома в те времена штукатурили. Делалось это не только для красоты: во–первых, вода не попадала в швы, не влияла столь агрессивно на материал; во–вторых, стены становились более теплыми за счет качественной двуслойной штукатурки.
Помню, как жестко и просто осуществлялся авторский надзор за строительством. Достаточно было слова, чтобы исправили, например, неровную кладку. И никаких бумаг, писанины, приказов и распоряжений.
Шпиль изготовили в Москве. Это металлическая конструкция, облицованная высококачественной сталью. На самом верху — звезда в обрамлении из лавра.
Позднее, во времена борьбы с архитектурными излишествами, проект этого жилого квартала не критиковали, и даже приводили в пример как удачный прием проектирования в стиле классицизма. Все дело в том, что было точно найдено место для такого решения. Этот комплекс со шпилем прекрасно замыкает перспективу застройки над Свислочью, гармонирует со зданием штаба. Главное в том, что получились не только красивые, но и добротные, надежные дома, с квартирами удачной планировки, которые хорошо служат людям.
Автор: Елена Корниенко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2