Евгений Николаевич родился 22 мая 1911 года в Москве в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года Окончил школу ФЗУ имени Ф.Э.Дзержинского в 1930 году. Занимался планеризмом. В 1932 году окончил школу лётчиков Осоавиахима. В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова. Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем переведён в истребительную авиацию, стал командиром звена. В июле 1937 года Евгений Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем отправился в Испанию. Воевал в эскадрилье истребителей «И-15» под командованием Анатолия Серова. Боевой счёт открыл в начале августа 1937 года, сбив в районе Сарагосы бомбардировщик «Do-17». В августе был назначен командиром звена. Затем воевал в Валенсии. К октябрю 1937 года имел 205 часов боевого налёта, сбил 8 самолётов противника. 12 октября 1937 года в воздушном бою под Уэской пытался таранить «CR-32», но в последний момент фашисту удалось увернуться. Самый большой успех имел 15 октября 1937 года когда эскадрилья «И-15» атаковала аэродром в Гараниллос, близ Сарагоссы. Согласно последующим сообщениям разведки там было уничтожено 6 «Fiat CR.32», 3 «Ju.52/3m» и 3 «He.45», повреждено около 20 других итальянских и немецких самолетов. В ночь на 25 октября 1937 года лейтенант Степанов Е.Н. нёс боевое дежурство в районе города Барселона на самолёте «И-15» (бортовой № 6) в паре с лётчиком И.Финном. Около 3.00 в 40 километрах севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик «SM-81» и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями Степанову удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом. Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Фашист камнем рухнул на землю. Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель. После отъезда Серова на Родину Евгений Степанов стал командиром эскадрильи. Свой последний бой в небе Испании провёл 17 января 1938 года в районе города Охос-Негрос, в котором сбил истребитель «CR-32». Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Приземлился на территории противника. Полгода провёл в фашистских тюрьмах. Был приговорен к расстрелу, но Республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого пилота - капитана Мюллера, сбитого А.Гусевым. Уехал из Испании в июле 1938 года на судне, шедшем через Францию и Бельгию в Ленинград. Всего в Испании сбил 12 вражеских самолётов, за что награждён орденом Красного Знамени. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) в с 29 мая по 16 сентября 1939 года. Инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа) капитан Степанов Е.Н. летал на «И-16» и немного на «И-153». Однажды, во главе группы из 12 самолетов Степанов вступил в схватку с 30-ю японскими истребителями и лично сбил 1 самолет. Всего в ходе боевых действий совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга капитану Степанову Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 152. По возвращении из Монголии Е.Н.Степанов был назначен советником в части ВВС, которые участвовали в освободительном походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. В составе 19-го истребительного авиаполка Евгений Степанов участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов. В годы Великой Отечественной войны отважный лётчик-истребитель служил в Управлении ВВС Московского военного округа. С апреля 1948 года полковник Степанов Е.Н. - в запасе. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником отдела, заместителем начальника Центрального аэроклуба имени Чкалова В.П. В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации (ФАИ). 12 апреля 1961 года подписал акт о первом в мире полёте в космос Гагарина Ю.А. В последующие годы, полковник в отставке Степанов, работал в Центральном Доме Авиации и Космонавтики в городе-герое Москве. Скончался 4 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок 3).
НАГРАДЫ
Орден Ленина (29.08.1939);
два Ордена Красного Знамени (10.11.1937; 13.06.1952);
Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
Орден Красной Звезды (06.11.1947);
Медали, в том числе «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы» (01.05.1944).
Орден Боевого Красного Знамени (18.08.1939; Монголия);
Орден «За боевые заслуги» (1939; Монголия).
Источники: http://www.warheroes.ru/ – (22.05.1911 - 04.09.1996) https://ru.m.wikipedia.org/ – (22.05.1911 — 05.09.1996) https://www.liveinternet.ru/ – (22.05.1911 - 05.09.1996) http://az-libr.ru/ – [22.05.1911] http://soviet-aces-1936-53.ru/ – Всего сбитых самолётов - 7 + 2; боевых вылетов - более 70; воздушных боёв - 16.
Из фотоматериалов разных лет:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев