Матушка игуменья София (Силина) не только руководит жизнью обители, но и преподает право в Санкт-Петербургской духовной академии. Один день своей насыщенной послушаниями монашеской преподавательской жизни она согласилась провести вместе с нами.
8 утра. Ровно через час у матушки Софии начинаются занятия в академии, где она читает такой нетривиальный курс, как «Правовые основы деятельности прихода». Это тяжеловесное название как-то плохо совмещается с образом хрупкой женщины в черном облачении. Но тем не менее… Матушка появляется из-за поворота. Через пять минут садимся в машину.
– Хорошо, что Вы пораньше приехали, сейчас по дороге можно и начать разговор. Сегодня у студентов по графику промежуточный зачет. Раздам вопросы – и продолжим, а то в течение дня времени не особенно много…
Мы направляемся к Александро-Невской лавре, на территории которой и располагается духов-ная академия.
– Матушка, а сами Вы какой университет оканчивали?
– СПбГУ, юридический факультет. Когда училась на дневном отделении, одновременно работала в духовной академии Санкт-Петербургской епархии. После пострига в 1996 году еще год несла там послушание. Потом уже стало невозможно совмещать работу юриста и обязанности настоятельницы. Пять-шесть лет назад ректор пригласил читать лекции для последнего курса бакалавриата. «Правовое положение Церкви» – это предмет не богословский, связан в основном с гражданским законодательством.
– А богословского образования как такового у Вас нет?
– Нет.
– Учась в университете, Вы уже знали, что пойдете в монастырь?
– Да, у меня было сильное сердечное желание поступить в монастырь. Я поехала к старцу Николаю Гурьянову, и батюшка благословил на монашеский путь. Поэтому когда я оканчивала университет, то уже знала, что буду Богу служить в монашеском чине.
– Почему юридический?
– Надо сказать, это типичный пример того, что послушание оказывается в лучшем положении, чем своя воля… Мои родственники настояли, чтобы я поступила на юридический, хотя у меня были совершенно другие желания и предпочтения. Но я все равно молилась перед Казанской иконой Божией Матери и попросила, чтобы Она помогла мне поступить, потому что конкурс был очень большой. И даже такой обет про себя дала: если поступлю – буду служить людям и Церкви. Не знаю, что уж меня так подвигло сказать именно Церкви… Людям – это понятно, как служить… Но как можно было на тот момент служить Церкви будучи юристом – это была загадка. В советский период Церковь была в таком положении, что к закону и праву взывать было бессмысленно. Но в жизни страны произошли перемены, и все это оказалось очень востребованным и нужным для Церкви.
– А сейчас, помимо преподавательской деятельности, используете юридическое образование?
– Отчасти. Конечно, практикующий юрист – это совсем другая история. Но в жизни нашего монастыря часто эти знания бывают не лишними. Иногда знакомые батюшки обращаются за каким-то советом. Можно не знать подробности последнего законодательства или правоприменительную практику, но какой-то общий вектор, конечно, помогает.
Мы приезжаем в академию без четверти девять, поднимаемся в аудиторию. Там уже собрались студены. Студенческая, молодая, бодрая атмосфера почти уже забыта мной. Ощущает ли это матушка игуменья – неизвестно… Хотя выглядит она молодой и бодрой!
Начинается пара. Матушка приветствует студентов, просит спрятать все материалы и конспекты и приготовиться к написанию зачета. Пока распределяются вопросы, разглядываю аудиторию. Вот они – будущие пастыри. Каждому уготовано свое служение. А пока – общие для всех коридоры академии, общие знания, общая контрольная работа. Пока студенты думают над вопросами, продолжаем начатый разговор.
– Матушка, расскажите о студентах. Как они к вашему предмету относятся?
– Сложность в том, что мой предмет очень специальный. Все-таки надо понимать, что будущие священники – это не будущие юристы, которые должны освоить все отрасли права. Но важно дать общее представление о взаимоотношениях государства и Церкви, прихода и епархии, о финансовых вопросах, о налоговом законодательстве и о многом другом, с чем они, несомненно, столкнутся, когда придут служить на приходы.
– Как проходит контроль знаний? – В основном традиционно. Письменные, устные опросы по отдельным темам. Времени всегда не хватает, часов всегда мало. Но я думаю, всем преподавателям так кажется. Хочется дать студентам как можно больше. Приходится себя сдерживать – я прекрасно понимаю, что мой предмет не единственный. Надо еще и дипломную работу писать. Приходится вспоминать, как я сама училась (смеется), что когда-то не хватало последнего дня или ночи.
– Матушка, как Вы вообще восприняли это назначение преподавателем? Нагрузка и без того большая…
– Для меня это, конечно, важное послушание, важное для души, потому что оно требует не ?6?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев