»
Ни с чем земным несравнимая, светлая Пасхальная радость побеждает все земные скорби, дает возможность радоваться и среди величайших страданий... Это ли не чудо любви Божией к Своему созданию... Для верных Христу нет смерти! «Воскресе Христос и жизнь жительствует! Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», – поет Святая Церковь в светлые Пасхальные дни... Земная жизнь в сравнении с вечной – ничего незначащее мгновение!
Посему-то отцы святые говорят, что для христианина она должна быть школой подготовки к блаженной Вечности, ко встрече лицом к лицу со Христом, когда все земные скорби и соблазны останутся за гранью видимого и невидимого.
Господь наш Иисус Христос – Сын Бога Живаго даровал высший смысл земному человеческому бытию. Земля – это место изгнания человека, временное пристанище, где дана ему возможность приуготовить себя к жизни вечной. Движимый Духом Святым благословенный угодник Божий святитель Игнатий Брянчанинов возглашает: «Род человеческий – разряд существ падших. Земля – преддверие ада... Спаситель соделал ее преддверием Рая».
Жизнь христианина должна быть подобием жизни Христа в этом мире, лежащем во зле... «В мире скорбни будете рече Господь» – поется в Акафисте Святому Духу. Но: иное дело страдать, не зная во имя чего, иное дело страдать во Имя Христово... В этих страданиях – надежда на вечную радость в Небесных обителях... Земное временно, а Небесное – вечно... Слово Божие не обещает нам каких-либо благ в земной жизни: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36).
Все мы стоим пред вратами Вечности, все до единого. Что за этими вратами? Вечное блаженство или вечные муки? Евангелие совершенно ясно говорит об этих двух возможных состояниях души человеческой после видимой земной смерти. Причем залог вечного блаженства – в исполнении заповедей Божиих во временной земной жизни, первейшая из которых – заповедь о любви к Богу и ближним. Об этом говорит Сам Спаситель: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих... Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 10-13,17).
Как же стяжать эту евангельскую любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует... не мыслит зла... не завидует... не гордится... все покрывает» (1Кор. 13, 4,5,7)? Только сердечной молитвой, ибо все, что имеем хорошего – это не наше, а дар милости Божией. Вспомним, как преподобный Варнава Гефсиманский говорит: «Самое первое, о чем мы должны молиться, это – "Господи! научи ны молитися” (Лк. 11, 2)». Покаяние, молитва, любовь – это свойства души, которые без помощи Божией стяжать невозможно. Мы должны слезно просить Господа о даровании необходимых для нашего спасения духовных качеств – к этому призывают нас отцы святые, которые вошли в единение с Небом уже на земле. Вот и мы должны стараться приобрести свойства граждан горнего мира уже на земле!
Любовь соединяет земное с Небесным. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13, 8). Вошедший в любовь, имеет жизнь вечную. В Акафисте Святому Духу есть еще одни удивительные строки: «О, глубино богатства премудрости Божия! Даруй нам венец Твоих даров – всепрощающую вечную любовь, скорбящую за врагов, хотящую всем спастися...»
Вот, кажется, для нас непостижимое свойство души. Как можно скорбеть за врагов и желать всем спасения? Но всеблагий Бог именно так и поступает. И нас учит ненавидеть грех, а грешника жалеть и любить. Здесь, кажется, уже не человеческое, а Божественное. Но читаем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 44-45,48) – так учит нас Слово Божие.
Смотрите: преподобный Силуан Афонский, преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Паисий Святогорец и другие великие подвижники последних времен молились о спасении всего мира.
Вспоминаются здесь слова современного нам богомудрого афонского пустынника, достигшего высот духовного совершенства: «О несчастный мир! Тобою правит сатана. Ежедневно он приносит случаи и события, крадущие интерес и внимание ко Христу, препятствующие увидеть себя и свои внутренние язвы. Объектом интереса становятся другие, а не ты сам... Адам согрешил, скрылся, бежал от Бога, и пришли беды. То же делают и люди. Я много молюсь о спасении всего мира. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя и мир Твой”. Ночь напролет молюсь о том, чтобы пощадил его Бог. В этом состоит наша миссия в эту бурную эпоху. Нам выпал жребий быть мучениками...»
Любить грешных людей, но по любви к истине обличать грех, лжеучения, греховные страсти и привязанность к тленным и скоропреходящим благам мира сего – именно так с древнейших времен поступали святые. Они враждовали против лжи и зла, но не против людей, даже если те являлись носителями зла. Брань с миром они вели по жалости к нему, ради просвещения и преобразования его, но не допуская малейшего с ним компромисса.
Вот что говорит Дух Божий через святого Иоанна Златоуста: «Как скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращенную волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело диавола».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2