Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Без этого священник не священник. Бывает несколько видов отцов: духовные отцы (это отец Иоанн (Крестьянкин), это такие рабы Божии, которые самоотверженно занимаются) и отцы-требоисполнители, формально ко всему подходящие. Требу исполнил, денежку получил и все… Вот такие бывают… Их в народе грубее называют.
- Фактически Вы являетесь воспитателем молодых людей. Исходя из Вашего опыта, можете ли Вы дать какие-то советы по воспитанию?
- Это все приходит от опыта общения с людьми. Еще нужно развивать деликатное, аккуратное отношение к людям, несмотря на то, что видишь в человеке – гнусность, святость или другое. Ты не можешь, например, гнусного назвать гнусным. Относись к нему так же, как к святому. Ты должен разговаривать с ним как можно мягче, чтобы этот гнусный, нетерпеливый человек сдерживался в своих страстях, видя твое обращение с ним. Если он увидит совершенно другой мир, мир иного образа, который ты несешь в самом себе, то случается, что у него появляется внутреннее желание стяжать то, что ты имеешь. Это воспитание на личном примере. Бывает, слов недостаточно, или они не доходят до человека, тогда личный пример действует лучше всего. В семье, например, важно, чтобы воспитывали не столько словами, сколько примером собственной жизни. Так и здесь. Для священника такие люди, как дети. В одном случае нужно промолчать, чтобы им не навредить, или говорить отвлеченно, и они из каждого слова выберут то, что им нужно. Иногда мы говорим, не задумываясь, и человек может принять от нас самое злое, плохое. Здесь иногда лучше просто молчать, но делать свое дело. И тогда он, глядя на тебя, начнет подражать тебе. Подражательный рефлекс работает более надежно.
- Что важно в выборе священнического служения?
- Божий призыв. Я, например, все время шел из-за послушания. И знал тех, кто шел сам, а потом сбрасывал рясы и кресты только потому, что их неудобно было носить.
- В чем заключалась трагедия этих людей?
- В самоволии, своеволии. Когда коммунисты ушли, отпустили Церковь на волю, в священники полез всякий народ, готов он или не готов. Ему представляется, что батюшка живет нормально. Вот и ему надо. На завод идти, каждый день просыпаясь в 7 часов… Нет, он этого не хочет. Он хочет что-нибудь полегче. Выбирает что-то легкое, достигает успеха, и это тоже надоедает. И - сбрасывает рясу. Я много встречал бывших священнослужителей. Спрашиваешь: «Что тебя на это сподвигло? Ты Церковь подставил, алтарь оставил, это же как бы надругательство над священством». – «Да нет никакого надругательства! Я просто не тот путь выбрал». Он даже не понимает, что творит.
- Как, на Ваш взгляд, необходимо выстраивать отношения с духовником? Какой концепции он должен придерживаться: учитель – ученик, лучшие друзья?
- Самое главное – не лукавить перед духовником. А все остальное станет на свои места. И отношения учитель – ученик выстроятся. Они будут даже более осознанные, более плотные, животрепещущие, смиренномудренные, если сам учитель сохраняет в себе смиренномудрие.
- Одно дело – отношения учитель – ученик. А если человек начинает видеть в духовнике лучшего друга?
- Панибратства быть не должно, это исключается. Братские отношения должны быть, но не панибратские. Человек должен знать границы дозволенных вещей по отношению к окружающим. А если границ нет или они искусственно убираются для якобы более плотных отношений, то здесь уже вступают в игру всякие искушения. Чтобы их не было, не должно быть и панибратских отношений. Когда ты исключаешь панибратство, ты исключаешь многие страсти.
- Откуда Вы черпаете силы для духовнического служения?
- Тот же самый колодец – Сам Господь Бог. Как говорил Антоний Сурожский:«Учитесь ходить перед Богом», «Самое главное искусство священника, епископа – хождение перед Богом каждую минуту и секунду жизни». Вот оттуда и силы.
Преподобный Паисий говорил: «Священник – это не тот человек, который спустился к нам с неба с парашютом». Безусловно, он человек, и у него тоже могут отпускаться руки.
- Когда уже ничего не помогает, неоткуда черпать силы, опускаются руки, что Вы делаете? Есть ли какие-то практические шаги по преодолению этого состояния?
- У каждого человека - свои шаги. Человек, впав в уныние, по сути, не имеет опыта преодоления этого состояния. Бывает, что всякая душа устает от работы. Мы все смертные люди, и от своего служения дико устаем. Это чисто духовная усталость. Здесь надо отдохнуть, отойти, отвлечься. Не развлекаться, а сознательно отвлечься. Дать душе своей отдохнуть, но контролируя себя, чтобы не расслабляться. До расслабления доводить ничего нельзя, потому что привыкнешь расслабляться, постепенно отойдешь от своего служения, будешь его ненавидеть. Нужно постоянно контролировать даже свой отдых.
- В чем проявляется духовный отдых?
- Можно в келии подремать, можно полежать. Иисусову молитву почитать, отдыхая. В вашем возрасте силы неограниченны.
- Должен ли быть у духовника свой духовник?
- Обязательно должен быть. Отцы Иоанн, Антипа, Максим, Адриан постоянно друг у друга исповедовались. Они все были опытные и прибегали к более почитаемым старцам. Нафанаил – мудрейший человек, обладавший проницательным взглядом, но и он приходил исповедоваться к отцу Иоанну, стоял и плакал, как дитя.
- Как у этих людей проходит исповедь? Более детально? Имеет ли место открытие помыслов?
- Это все на таком уровне, который невозможно предать анализу. Это все эксклюзивно и складывается в систему. Многие вещи идут от Божьей благодати. Их нельзя описать, мы должны стремиться их стяжать, но описать не можем, можем только чувствовать. Божественная помощь незримо помогает человеку в исповеди. Господь всегда помогает человеку, чтобы он не возгордился в смиренномудрии, это проходит тайно и незаметно.
- Как Вы поступаете, если не можете или затрудняетесь сразу решить духовную проблему или отреагировать на просьбу?
- Оставляешь проблему временно неразрешенной и прямо говоришь человеку, что не можешь ответить на вопрос. Если речь идет о каких-то запрещенных проблемах, то отправляешь человека к архиерею. Мне приходилось так поступать. «Поезжай к архиерею, я не могу тебе эти вещи отпустить. Это сверх моих сил. Архиерей разрешит, значит, все будет нормально». А дальше воля человека – поедет или нет. Меня это тоже, конечно, беспокоит. Человек ко мне-то пришел, а я ему не смог помочь. Это сверх моих сил. Священник не все грехи может отпустить. Грехи, касающиеся святотатства, разрешает только архиерей.
- Есть ли что-то, что бы Вы хотели дополнить, о чем-то рассказать?
- История пишется каждый день. Пожелание к будущим священникам только одно – быть внимательным к самому себе, постоянно быть на страже своей души. Если привыкнешь к внимательности, то будешь разбираться, откуда какие идут страсти, помыслы, прилоги, научишься их различать. Все должно подвергать сомнению. Только так мы научимся различать духов. Нужен критичный подход к самому себе.
Иеромонах Нил (Григорьев)
Беседовал послушник Никита (Попов), студент 2 курса магистратуры
Сретенской духовной семинарии
#ДуховныеПоучения
Комментарии 1