Протоиерей Дмитрий Смирнов
Вот бывает, мы встречаем человека - правильные черты лица, одет как обычно, а в нас он вызывает какое-то раздражение. Он еще ни слова не сказал, а нам уже что-то в нём -- не нравится.
Отчего это происходит?
Оттого, что мы с этим человеком НОСИТЕЛИ -- разных духов. Мы так и говорим: человек -- не нашего духа. С такими людьми мы ТРУДНО -- находим общий язык, но все-таки можем в рамках вежливости -- начать с ними какую-то беседу. А бывают духи прямо противоположные, как у дьявола и у Христа, и такая разность, полярность духов ВЫЗЫВАЕТ -- у человека просто муку, отторжение и неприязнь -- к человеку другого духа.
Почему молодые люди пятнадцати-шестнадцати лет безумно РАЗДРАЖАЮТ -- людей лет шестидесяти-семидесяти? Вот идет молодой человек, джинсики на нем, кроссовочки, шапочка лыжная - и человек пожилой при виде его НАЧИНАЕТ -- раздражаться, все в нём ему -- не нравится.
Причина в том, что эти люди ПРИНАДЛЕЖАТ -- разному времени, а у каждого времени -- СВОЙ дух, и дух иного времени приходит в несоответствие -- с духом времени прошлого. А каждое несоответствие -- это мука. Если у тебя размер ноги сорок первый, то попробуй надеть - тридцать шестой. Пока будешь надевать, испытаешь муку: там трёт, здесь жмёт.
То же самое бывает и с людьми, то есть оказывается, что МИР -- нашей души, её благополучие, покой, тишина зависят -- от духов, которые в душе поселяются. От этого зависит то, как мы себя чувствуем душевно.
Потому бесноватый и МУЧИЛСЯ, подходя ко Христу, что сам-то он БЫЛ -- носителем духа тьмы, причем не одного, а многих, имя им было легион, то есть несколько тысяч бесов находилось в его душе, а перед ним - Сын Божий, воплощение благодати, Дух противоположный.
Каждый человек в жизни -- УПРАВЛЯЕТСЯ каким-либо духом. Если человек -- православный, ЧЕСТЕН, добрый, мирный, трудолюбивый, ответственный -- то в нём ОБИТАЕТ дух Божий.
Если человек -- ГРУБЫЙ, лживый, ЗАВИСТЛИВЫЙ, обидчивый, эгоистичный и непорядочный или какой-либо СЕКТАНТ, иноверец -- то в нём обитает -- НЕЧИСТЫЙ дух.
Если он, допустим, ОБЛАДАЕМ -- духом злобы, то этой злобой он и руководствуется, эту злобу -- постоянно на окружающих ВЫЛИВАЕТ -- ругается, кричит, раздражается.
Если человек ОБЛАДАЕМ -- духом жадности, тогда он постоянно по каждому поводу ПРОЯВЛЯЕТ -- свою жадность и эгоизм, то есть жадность -- его жизнью руководит.
Если он ОБЛАДАЕМ -- духом блуда, то по каждому поводу и без повода ПРИНИМАЕТ -- в свою голову, в свое сердце -- блудные мысли, желания и чувства.
Одержимый ДУХОМ -- сребролюбия изо всего СТАРАЕТСЯ -- извлечь денежную выгоду. Ему нравятся -- сами деньги, как таковые, их рост, увеличение. Хотя они могут лежать, допустим, на сберкнижке как мертвый груз и человеку пользы не приносить, благополучие человека от того, что деньги растут, не будет увеличиваться, но сам этот рост доставляет -- ему наслаждение.
И таких НЕЧИСТЫХ духов очень -- МНОГО: дух объядения, дух гортанобесия (любовь вкусно поесть), дух лени, многоспания, дух злоречия, сквернословия, многоглаголания - безчисленное множество.
В бесноватом человеке, о котором мы сегодня слышали, БЫЛ -- целый легион нечистых, злых духов, но и в каждом из нас их хотя, может быть, и не легион, но все-таки очень много. И когда количество нечистых духов в душе человека -- достигает апогея, человек уже полностью БЫВАЕТ -- ими порабощен, он ПЕРЕСТАЕТ -- иметь собственную свободную волю.
Например, мы знаем, как алкоголику -- ТРУДНО не пить. Почему так? Потому что нечистый ДУХ пьянства -- его ЗАСТАВЛЯЕТ пить.
Или у человека страсть к табаку -- и он НЕ МОЖЕТ бросить курить. Вроде бы какая проблема, не кури, и все. А ему хочется, дух его -- понуждает. Так нечистые ДУХИ -- понуждают и болтать, понуждают -- сплетничать, вмешиваться не в свои дела, завидовать, обижать и оскорблять людей.
Этими злыми духами -- НАПОЛНЕНА, собственно, вся земля, и обилие их диктует и дух времени.
Почему, допустим, семнадцатый век -- отличается от двадцатого? Какие духи преобладали -- в людях того времени и нашего -- вот в этом разница. И это отражается -- во всем: в музыке, в архитектуре, в поведении людей, их одежде.
Сейчас духи почти полностью ЗАВЛАДЕЛИ человечеством - свидетельство этому то, что люди шарахаются из стороны в сторону и полностью утратили всякие возможности нормального поведения, а сколько в наше время ПОЯВИЛОСЬ -- наркоманов, ****, педофилов, лесбиянок феминисток и сатанистов -- они все ОДЕРЖИМЫ -- нечистыми духами, которые в них живут.
Человек полностью -- ПОРАБОЩЕН и подчинен злым духам.
Вот он чего-то захотел - и тут же это делает:
ЗАХОТЕЛ -- и ушел от жены, бросил детей; захотел – выпил и закурил; захотел - обманул, захотел - плохо поработал; захотел - обидел человека, захотел - нахамил, захотел - сделал аборт и убил ребенка.
Всегда, когда человек ПОСТУПАЕТ -- плохо и делает худые дела – ему кажется, что это он сам так -- хочет, но все эти ХУДЫЕ желания -- навеваются от дьявола.
А что же есть истина, что правда, как поступить правильно? Человек этого не знает, потому что не ЗНАЕТ -- Священного Писания, НЕ ЗНАЕТ -- закона Божия, он полностью дезориентирован и руководствуется только своими "хочу", тем, хорошо ему или плохо.
Он выбирает себе такую жизненную позицию: ПОМЕНЬШЕ -- трудностей и МЕНЬШЕ -- страдать. Это единственный руководствующий критерий в жизни.
Вот квартира холодная, я мерзну - значит, что надо делать? Надо постараться поменять её на теплую. Вот я далеко живу от работы, мне ездить трудно - значит, надо переехать поближе к работе. Жена у меня сварливая и уже немножко устарела - надо её поменять на молодую и более покладистую. Мне платят сто сорок, а тут предлагают сто шестьдесят. Значит, надо туда перейти, потому что на эти двадцать рублей я смогу себе ещё чего-то купить.
Человек хочет избавиться -- от страдания. Вот, допустим, он раздражается на кого-то, и раздражение душе его доставляет муку. Что надо сделать? Надо сорвать зло. Сорвал зло -- легче.
Или у человека зуд, хочется -- поговорить, поболтать с кем-то. Вцепился в кого-нибудь, про себя рассказал, про соседей, на детей пожаловался, ОБСУДИЛ -- начальство на работе, ОБСУДИЛ -- порядки на улице, в городе, в государстве -- все, легче стало, потешил дьявола. И так -- во всем.
Те духи, которые ВОЗБУЖДАЮТ -- желания в душе, заставляют человека -- идти у них на поводу, они мучают его и муку свою ослабляют только тогда, когда человек -- их слушается. Эти духи -- как дрессировщики: иди вот по этой дороге, а чуть вправо или влево -- хлыстом, и человек мучается.
Поэтому, чтобы муку не испытывать, он НАЧИНАЕТ -- духов слушаться и полностью СТАНОВИТСЯ -- их рабом: рабом общества, рабом -- своего собственного внука, РАБОМ -- моды и общественного мнения, рабом того, что про него скажут, -- то есть человек ТЕРЯЕТ сам себя, СТАНОВИТСЯ -- зависимым ото всего. Он теряет -- свою свободу, которую ДАЛ -- ему создавший его Господь.
И Христос пришёл на землю, чтобы нам свободу -- вновь вернуть, чтобы мы уже духам -- не подчинялись, а, наоборот, подчинялись -- только Богу.
Но в силу того, что мы уже ПРИВЫКЛИ -- уклоняться от тех страданий, которые нам грядут, мы СТАНОВИМСЯ -- рабами этих духов и не хотим быть -- рабами (работниками) Христовыми. И вот в этом наша вся и беда.
Почему этот гадаринский бесноватый -- исцелился? Мы все бесноватые, у каждого из нас МНОГО -- всяких бесов в душе - и вот мы не исцеляемся, а он -- исцелился. Всё дело в том, что он НАШЁЛ -- силы преодолеть ту страшную муку, которую испытывал, подходя ко Христу. Когда человек -- наполнен нечистыми духами, он всегда испытывает мучение -- при встрече с Духом Божиим. Ему становится – плохо.
Каждый из нас, например, по опыту знает: когда человек НАЧИНАЕТ -- ходить в храм, на него сразу ополчаются домашние или НАЧИНАЮТСЯ -- шутки и насмешки, и даже -- гонение на работе, хотя пиджак у него остался тот же, лицо то же, прическа та же, ботинки те же.
Господь так и сказал: "Враги человеку -- домашние его". А что же людей вдруг возмущает -- в этом человеке? Они чувствуют, что что-то в нём не то -- чувствуют не тот дух, Дух Христов, который мучает их.
Вот иногда придешь в больницу причащать больного. Один врач видит, что батюшка идёт, и спокойно проходит мимо, а другой НАЧИНАЕТ -- скалить зубы, рычать и буквально отпрыгивать в сторону. Почему так? Зачем поднимать лишний шум? Тебе же потом может нагореть.
Нет, вот такая реакция, человек НЕ МОЖЕТ -- с собой совладать, потому что он -- управляется духами нечистыми, духами злобы, ненависти и, когда ВИДИТ носителей другого духа -- Божьего, начинает -- бесноваться.
Как же нам победить нечистых духов, которые в нас сидят? Как нам исцелиться, как избавиться от них?
Во-первых, НУЖНО нам -- познать, какие именно духи НАМИ -- управляют; надо ПОСЛЕДИТЬ -- за собой, за своими словами, своими мыслями, чувствами, поступками -- тогда мы ПОЙМЕМ, что в нас преобладает: ДУХ ли это зависти, дух ли клеветы, осуждения, гордости, тщеславия, блуда, дух ли злобы, обиды, раздражения, или еще какой-нибудь – дух уныния, допустим, или сребролюбия.
И тогда мы ВСТУПИМ -- с ним в борьбу - с помощью Божьей, конечно, потому что только Христос может -- исцелить, как вот этого бесноватого, который, хотя в нем были тысячи бесов, все-таки подошел ко Христу, терпя страшную муку - у него все внутри кипело и он бы с удовольствием бросился на Христа и растерзал Его своими когтями, потому что сила у него была неимоверная, он железные цепи рвал. Но он так желал -- исцелиться от этих бесов, что упал и поклонился Господу.
И каждый из нас, если поклонится -- Христу, то есть свою гордую шею СОГНЕТ -- под заповеди Божии, может -- бесов победить и МОЖЕТ -- освободить душу от этих железных уз, которые его связывают.
Освободить душу -- от зависти, от корыстолюбия, блуда, лени, злобы, раздражения, гневливости, грубости и хамства -- ото всего того, что нас -- СВЯЗЫВАЕТ, что нас разделяет, что нам МЕШАЕТ -- увидеть Бога и быть с Ним. Вот это и есть, собственно, исполнение закона Христова, исполнение -- Его заповедей.
Поэтому нужно нам увидеть и ПОЗНАТЬ -- в себе этот грех - то, что нас ОТДЕЛЯЕТ -- от Бога,- а потом обязательно поклониться – Христу, ПОКАЯТЬСЯ -- в своих грехах. И надо терпеть, потому что, чтобы исцелиться от греха, человеку приходится -- терпеть страшную муку.
Вот кто-то тебя раздражает, вот ты и пробуй – ИСПРАВИТЬСЯ, а для начала, каждый день МОЛИСЬ -- Богу, чтобы он избавил тебя -- от этого тяжкого греха раздражения, чтобы Господь научил – никого НЕ СУДИТЬ. Это главная ПРИЧИНА нашего раздражения – потому что мы всегда – кем-нибудь или чем-нибудь НЕДОВОЛЬНЫ – вот потому и раздражаемся.
Для начала хотя бы -- не подавай виду, что он тебя раздражает, НЕ БРОСАЙ -- гневных взглядов, старайся говорить ТИХО и спокойно -- и ты увидишь, какая это мука. Гораздо проще его -- оттолкнуть, наговорить ему дерзостей, нахамить как-нибудь - и сразу на душе будет -- приятно, потому что бес, который возбуждает в душе раздражение, ОСЛАБИТ -- свое давление. Он ждёт, когда мы -- согрешим, вляпаемся в грязь, -- и тогда немножко отпустит. А потом, начнется опять сначала и так без конца.
Вот потому люди и РУГАЮТСЯ -- всю жизнь, обижаются, раздражаются, или пьянствуют, блудят и никак НЕ МОГУТ -- избавиться от этих пагубных страстей.
А Христос предложил нам другой путь: вообще ОСВОБОДИТЬСЯ -- от раздражения, или какой либо другой страсти, достичь такого состояния души, когда нас ничто не раздражает: никакой человек, ни погода, ни низкий оклад, ни то, что прохудился ботинок, вообще ничто, -- когда мы ровны и спокойны.
И не потому, что нам на все наплевать, а потому, что через терпение -- мы достигли смирения. Как достигается, допустим, победа -- над раздражением?
Только – ПОКАЯНИЕМ, терпением и молитвой, только постоянным воздержанием: вот умру, а не буду раздражаться. А если во мне все-таки -- закипает раздражение, я НАЧИНАЮ -- молиться Богу до тех пор, пока оно -- не уйдет.
И обязательно пойду в церковь, и снова и снова БУДУ -- исповедовать свой грех -- раздражительности, осуждения или обидчивости, до тех пор, пока мне все эти грехи не опротивеют и я начну СТАРАТЬСЯ -- их не совершать с Божьей помощью.
И так буду делать -- сегодня, завтра, десять лет, двадцать лет, тридцать -- пока раздражение, или моя -- злоба или обидчивость или моя страсть -- пьянства, курения и блуда – НЕ ИСЧЕЗНУТ. И так буду поступать с каждым грехом, который я -- обнаружу в себе.
Какая это страшная мука, какой тяжелый труд, особенно для человека, который впервые в церковь пришел уже в годах! Когда ребеночек маленький, ему легко -- победить в себе многие грехи. Поэтому хорошо, когда ребеночка с младенчества в церковь папа с мамой приносят.
А когда человек пришел в церковь впервые в пятьдесят лет и каждый грех у него - это не просто стебелечек, а вот такое -- толстенное дерево с большими корнями, ПОПРОБУЙ -- это вырви из сердца! Сколько нужно труда!
Для многих это уже безполезное дело. Остаётся только надеяться -- на милость Божию, на то, что Господь Сам спасет, послав какую-нибудь скорбь, какую-нибудь болезнь, трудность.
Ну вот, например, настолько человек привык вкусно кушать, что видит грибочки соленые - и не в состоянии удержаться. Казалось бы, какой пустяк: ну не ешь, и все. Но это просто для того, кто уже -- постился, кто тренировался в воздержании, а для него это страшная мука.
И Господь, умилосердившись над ним, ПОСЫЛАЕТ -- ему язву какую-нибудь или холецистит, при котором грибы есть категорически -- нельзя: съешь грибочек, и будет приступ. И человек выправляется - как бы палкой.
То, что мы не можем -- доделать в силу своей немощи, Господь по милости Своей -- Сам выправляет, давая нам вот такие лекарства. Правда, они горькие и трудные, но если мы хотим душу свою спасти от греха, получить свободу, то мы должны это принимать. Поэтому то, что с нами случается, все скорби, болезни, НАДО -- принимать с радостью, надо жадно пить чашу страданий, потому что это исцеляет нас от греха.
Хотя бес нам все время шепчет: УКЛОНИСЬ -- от страданий, найди какой-то выход, чтобы тебе только не страдать. Он хочет внушить, что нам будет хорошо, только если мы будем во грехах жить -- беса тешить, но на самом деле он обманывает нас.
Сколько вечером ни съешь, хоть целый грузовик еды, ЗАВТРА -- будешь ещё больше хотеть есть. Это закон.
Чем больше человек спит, тем больше у него -- потребность во сне.
Чем больше человек пьет, тем БОЛЬШЕ -- ему надо пить.
Чем больше он блудит, тем БОЛЬШЕ -- ему надо блудить.
Чем больше у него денег, тем все больше, и больше, и больше ему надо.
Вот мы в газете читаем: украли у государства 250 тысяч - и удивляемся: спрашивается, ну что с этими деньгами делать? А они знают, что с ними делать, и им ещё мало. Они не просто украли и успокоились, нет, этот процесс всё продолжается и продолжается, потому что грехом человек -- насытиться не может.
Это невозможно, бес его не оставит в покое, он БУДЕТ -- постоянно дергать за ниточку, а человек, как игрушка, будет все его команды выполнять: бес дернул за эту ниточку - человек руку поднял, бес дернул за ту - человек голову повернул.
То есть он полностью ЯВЛЯЕТСЯ -- рабом беса, и не одного, а многих, и вот из этого складывается его жизнь. Дожил человек до смерти и не понимает, что всю жизнь его дергали -- за безчисленные нитки и он по этим ниткам и жил и не знал даже, что есть Христос, что есть спасение, что ЕСТЬ -- свобода от греха, ЕСТЬ -- совершенно другая --новая жизнь.
И Христос пришёл на землю, Православную Церковь основал, чтобы нас от этой поганой ГРЕХОВНОЙ жизни, в которой мы живём, ОСВОБОДИТЬ, очистить. И пример этого бесноватого показывает нам, что мы МОЖЕМ -- освободиться от греха.
Для этого надо ко Христу -- припасть, ЧЕСТНО -- ПОКАЯТЬСЯ и возненавидеть те грехи, которые мы в нашей душе увидим -- а если мы будем ходить в храм, то БУДЕМ -- в себе грехи видеть с каждым разом – всё БОЛЬШЕ, и больше. Господь будет постепенно нам -- открывать все наши грехи и помогать -- от них избавляться.
Когда человек приходит в храм -- первый раз, ему кажется, что он хороший, что он никому никогда ничего -- плохого не сделал.
Это бес так устраивает, ВНУШАЕТ -- ему эту мысль, и человек, будучи самым последним грешником, ДУМАЕТ -- про себя, что он ХОРОШИЙ, и глубоко прав, что он может и других учить, и вообще он знает всё, как нужно.
На самом деле это глубокое заблуждение, и постепенно, познавая себя, познавая Бога, человек видит, что и тут он грешен, и тут, и тут, и наконец ВИДИТ -- свои грехи, как песок морской. Вот тогда-то и начинается -- процесс выздоровления.
Поэтому надо нам к этому стремиться, если, конечно, мы хотим вечной жизни, хотим -- Царствия Небесного, хотим соединиться со Святой Троицей. А если мы ХОТИМ остаться -- в том пекле, в котором мы сейчас живем, продолжать быть и за гробом, вечно вариться в этом котле греховном, то на здоровье, каждому свое, каждый выбирает ту жизнь, которая ему нравится.
Человек получает то, что он, сам себе - создал. Каждый является ЛИБО работником Христа - слушается Его во всём, всех Его заповедей;
либо РАБОМ дьявола -- и тогда начинает слушаться бесов.
Другого состояния -- нет.
*************
Воздать славу Богу -- это значит ВСЕЙ душой и умом ПРИЗНАТЬ -- Его правоту -- во всём, что ПРОИСХОДИТ -- в нашей жизни!
Согласиться со всеми теми путями, -- пусть даже непостижимыми и непонятными сейчас для нас, -- которыми Богу угодно вести человеческий род, каждого отдельного человека и меня самого -- ко спасению.
Воздать славу Богу - это значит всей душой и умом ДОВЕРИТЬСЯ -- Ему, как своему Творцу, как безконечно любящему, доброму нашему Родителю и как самому -- БЛИЗКОМУ во всей Вселенной -- мудрому Существу!
Воздать славу Богу -- это значит всей душой и умом БЛАГОДАРИТЬ -- Его за всё!
Благодарить -- за свою жизнь, что Бог -- хранит!
Благодарить за все доброе, что Бог -- ДАЛ и дает нам в этой жизни!
Благодарить -- за веру, за покаяние, за ВЕЛИКОЕ -- милосердие Божие и надежду -- на нас, что мы все-таки ИСПРАВИМСЯ, и СТАНЕМ -- такими, какими нас ХОЧЕТ -- видеть Бог!
Епископ Тихон (Шевкунов).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24