Быть может, другая душа, исповедовавшаяся в предсмертный час торопливо и смутно, в полузабвении и смятении чувств, сокрушается и скорбит теперь, что не успела благовременно принести Богу покаяние истинное, полное, очистить грехи свои слезами сокрушения. Сознание неисповеданных и непрощенных грехов мучит, терзает ее. Помолитесь и о такой душе страдающей, да упокоит ее Господь Бог под кровом Своего неистощимого милосердия, да примет хотя позднее, но искреннее раскаяние ее и да подаст ей оставление грехов. Но кто исчислит все узы, которыми душа наша может связать себя в этой жизни или остаться связанною на всю вечность? Один позавидовал своему ближнему в глубине души своей и уже наложил узы на душу свою. Или посмеялся недостатку ближнего своего и сделался, по слову Господа, повинным геенне.Иной сказал лживое слово и сделался сыном отцы лжи. Аще беззакония назриши, Господи, господи!кто постоит. Посему, как бы свята ни была жизнь человека, никто не может поручиться, что он перейдет в мир иной вполне примеренным с Богом, что молитвенное заступничество живых собратий ему не нужно. Не было ли глубоко и искренне покаяние святого Ефрема Сирина?Но и он, предчувствуя кончину, молил ближних своих: «О братие, напутствуйте меня в горний мир молитвами, псалмопением и приношениями. Когда же исполниться 40 дней по смерти моей, совершите по мне память, потому что мертвым помогают молитвы и приношения, совершаемые живыми» (Творения Ефрема Сирина, т. VII).
Другое средство общения живых с умершими – это милостыня. «Желаешь ли почить умершего, принести ему дар, почти его милостынями, благотворениями и служениями» (святитель Иоанн Златоуст). Пошлите умершим в горний мир дары через руки нищих, страждущих.Сотворите по силе своей милостыню во имя усопших и будьте уверенны, что дар ваш дойдет по назначению. Порукою сему Господь наш Иисус Христос, сказавший: Понеже сотвористе единому сих братии моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). А Он ли, всемогущий, останется в долгу у нас? Напитай во имя Его алчущего и жаждущего напой, и Господь насытит душу усопшего брата твоего явлением пресветлого, радостнотворного лица Своего и напоит его из источника благодати Пресвятого Духа Своего.
Быть может, обнаженная добрых дел и окаянная грехами душа сродника твоего стыдится перед святыми Ангелами и сама укрывается от лица Божия во тьме и мраке преисподней? Одей во имя ее наготующего, омый ноги утомленному путнику, укрой и упокой пришельца, и Господь милосердый облечет ее одеждою заслуг своих, украсит ее порфирою оправдания Своего, омоет греховные нечистоты честною кровию Своею.
Быть может, душа друга твоего – связанная пленница грехов и томиться в темнице неведения лица Божия? Поспеши во имя ее в темницу, облегчи сердце узников состраданием и помоги им, и Господь пошлет светлых Ангелов утешить душу друга твоего в скорби, укрепить ее надеждою, обрадовать ее обетованиями милости Божией.
Быть может, переселившаяся отселе душа в мир духовный, не сблизившись молитвою с его святыми обитателями, явилась в мир горний, как в страну чуждую и несродную, не находит себе духовных сродников в горнем Сионе? Укрой во имя ее странника, прим и упокой неимущего где главу свою подклонити, и Господь дарует ей одну из светлых обителей в дома Отца Своего, а души праведников примут ее в светлое и радостное свое общество. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если мы хотим облегчить мучение грешника, будем подавать во имя его милостыню, и, хотя он и недостоин, Господь облегчит его, сжалиться над ним».
Молясь об усопших, творю милостыню во имя их, надо, братие, заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовиться к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо узами греховными и не прийти там на место мучения. Мало ли, много ли Господь судит нам прожить на земле, но то несомненно, что вся настоящая жизнь наша есть дорого к смерти и преддверие вечности, что лучше и драгоценнее христианской кончины, мирной, непостыдной, покаянной, не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто благочестиво пребывает в теле, тот благочестиво и разлучается с ним.Кто с Господом живет, с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот с Господом будет и по смерти. Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет. Аще бо веруем, яка Иисус умре и воскресе, тако и Бог умерши яво Иисусе приведет с Ним.
Листовка православного клуба «Сретение» при катехизаторских курсах Киевской Духовной Академии и Семинарии(Успенской Киево-Печерской Лавры)
Комментарии 39