Инна Самохина: Батюшка, получается, что есть какие-то заведомо обреченные отношения. Какие это отношения?
Игумен Нектарий (Морозов): Те отношения, у которых нет подлинной основы, выдуманные отношения, отношения, которые человеку показались. Известен такой феномен, когда человек находится в пустыне и долгое время лишен возможности пить, есть, он бредет под палящим солнцем по раскаленному песку, и ему начинают представляться какие-то рощи, какие-то сады, он видит водоемы, в которых кто-то купается, он чувствует дуновение легкого прохладного ветерка.
Что это такое? Это те галлюцинации, которые воспаленное сознание человека начинает создавать из небытия, из пустоты. Еще чаще, чем происходит то, о чем я сейчас сказал, случается с людьми такое выдумывание того, чего нет, в области личных взаимоотношений. То, что таким образом смоделировано, то что иллюзорным образом в сознании человека возникло, ему нарисовалось – это, как раз безнадежные отношения.
Все ли побеждает любовь
Инна Самохина: Говорят, любовь побеждает все, но есть, например, такая ситуация, когда встречаются два человека разных культур или разных религий. Их отношение при условии любви могут победить эту разность?
Игумен Нектарий (Морозов): Теоретически да, могут. Дело в том, что если говорить о том, что любовь побеждает все, нужно понять, о какой любви идет речь. Если это любовь обоюдная, да, она может победить всё. Если любовь одного человека к другому, а второй человек не откликается, то здесь речь не идет о возможности какой-то победы, здесь, скорее, речь идет о возможности поражения.
Если же говорить о том, может ли любовь победить те различия, которые между людьми есть, то расстояния, которые между ними существуют, в частности, в силу того, что они по-разному верят, и кто-то верит, а кто-то нет, я думаю, что в конечном итоге люди все равно должны прийти к единству и в этом, потому что любовь предполагает единство.
Если один человек обрел для себя Бога, а для другого человека Бог просто не существует, и предположить, что так они проведут жизнь: один человек будет жить с Богом, а другой человек будет жить без Бога, это значит, что у них что-то очень по-разному устроено, они все-таки очень разные люди, и невозможно между ними глубокое какое-то подлинное единство. На мой взгляд, это так. Значит, и с любовью здесь что-то не так тоже.
Инна Самохина: Еще говорят, что для любви не названа цена, но иногда для человека любовь становится настолько ценным, настолько желаемым чувством, что обретя эту любовь, он порой готов на обман, готов разрушить уже существующую семью, свою или чужую, готов, возможно, даже предать. В таком случае, любовь ли это, или это какое-то неправильное устроение человека, который все-таки испытывает подлинную любовь?
Игумен Нектарий (Морозов): Я скажу так, любовь – это то, что делает человека лучше. Любовь – это то, что делает человека чище, добрее, светлее, милосерднее, и, естественно, ближе к Богу. Поэтому говорить, может ли любовь заставить человека предавать, делать подлости, совершать какие-то жестокие поступки – нет. Зависимость может, любовь – нет.
Нет комментариев