Фёдор Бородин, протоиерей:
Хорошо, если вы видите в себе этот грех. Помолитесь Господу и попросите Его помочь вам избавиться от тщеславия. И тогда сразу же появится много людей, которые захотят вам помочь в этом деле. Они начнут вас поносить, обличать, справедливо или несправедливо.
Они будут давить и наступать на ваше желание быть хорошим, примерным, успешным. Вам при этом будет очень больно. Но вы будете видеть, с чем и как бороться.
В Священном Писании говорится, что просящему о смирении необходимо приготовить душу свою к искушению. Если ты просишь Бога избавить тебя от тщеславия, то Бог таких врачей тебе пошлёт… Хотя далеко ходить не придётся. Ими могут оказаться самые близкие люди.
В традиции христианских общежитий широко практиковалась борьба старших с тщеславием и возношением младших. Старцы говорили:
«Если ты увидишь юношу, который по собственной воле восходит на небо, удержи его за ногу и повергни вниз. Это ему будет полезно».
Я недавно услышал ещё один рассказ, как один святой смирял молодого послушника. Рассказ этот я услышал из уст того самого послушника. Он был современником преподобного Гавриила Ургебадзе, который жил при храме в Грузии и к тому времени был уже пожилым и прославленным человеком. А молодой послушник ночами не спал, много молился, стоял на всех службах, пел во всех хорах, везде нёс послушания и был собой очень упоён.
И вот однажды отец Гавриил повстречал его и сказал: «Брат, какой же ты молодец. Ты и это делаешь, и то, и всё-то у тебя получается, ты и смирен, и кроток, и для всех пример, без тебя купол главного собора рухнет…»
И тут, как рассказал этот послушник, он всё сразу понял, глаза опустил, заплакал и пошёл уже по-настоящему трудиться.
Итак, если вы будете искать способы преодоления тщеславия, Господь пошлёт вам тех людей, которые вам в этом очень помогут.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Тщеславие — ядовитая змея, которая под корень yбивает всё доброе в человеке. Это слова не мои, а игумена Никона Воробьева, который цитирует святых отцов.
Если вы будете делать что-то ради тщеславия, знайте, что ничего не получите в итоге. Или получите худшее.
Тот, кто ищет славы, получает бесчестие, пишут святые отцы. Это духовный закон, и его следует знать.
Тщеславие способно уничтожить все добродетели человека. Сделал что-то доброе, потщеславился вслух или про себя — и всё это как корова языком слизала. И человек остался пустым.
Самое печальное, что мы не боремся с тщеславием. Ну, иногда на исповеди можем произнести. А внутри себя что творим? Какие воздушные замки строим? И, таким образом, уничтожаем в своей душе всё самое ценное.
Более того, человек, который не борется с тщеславием, в конце концов, заражается гордыней. И начинает смотреть на всех сверху вниз. Своё «я» становится превыше всего и всех.
Антоний Паканич, митрополит:
По каким признакам можно определить тщеславие? Когда человек не терпит упрёков и замечаний в свой адрес. Когда жаждет похвалы и славы. Когда не желает прислушиваться к критике со стороны. Когда ориентируется на то, что о нём подумают другие, и как они его оценят.
Когда тщеславный человек хочет показать себя с лучшей стороны, то у него притупляется чувство греховности. И он перестаёт бороться с грехом.
Бороться с такой страстью, как тщеславие, способен только тот, кто жаждет быть искренним по отношению к Богу и в общении с ближними. И кто в основе своего личного духовного опыта полагает покаяние.
Святые отцы говорят, что с тщеславием помогает справиться молчание. Когда ты умалчиваешь о своих заслугах и добрых делах.
Во-вторых, все истинные добродетели совершаются исключительно благодатью Святого Духа. Поэтому не стоит приписывать их себе в заслугу. Поэтому апостол Павел и говорит:
«Тот, кто хвалится, пусть хвалится Господом».
***
Тщеславие - православная энциклопедия
Тщесла́вие
— ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.
Является ли тщеславие формой психологической зависимости?
По своему внутреннему характеру тщеславие является страстью. Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.
Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.
Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде.
Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в смирении.
Впрочем, как правило, это бывает связано с тем, что за подлинное, богоугодное смирение часто принимается ложное, лицемерное, театральное.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Тщеславие – искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские»
Преподобный Иоанн Лествичник подчёркивал изворотливость этой страсти: Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.
***
митрополит Сурожский Антоний
… В тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.
Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.
В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.
Нет комментариев