В пансионские годы у Лермонтова появился интерес к великому голландскому художнику Рембрандту с его романтической мрачностью... Он старался узнать творчество Рембрандта получше и не упускал случая посмотреть его картины и гравюры с его картин. Принцип рембрандтовской светотени, при которой все второстепенное погружено во мрак, портретное искусство Рембрандта -- лица, на которых написаны их мрачные судьбы, -- глубоко волновали творческое воображение Лермонтова. Это влияние тянулось , постепенно угасая, с 1829 по 1836 год...
В рембрандтовской манере сделан целый ряд акварельных рисунков Лермонтова: "Испанец с кинжалом" (1830-1831), "Юноша в бурнусе" (1831), "Портрет Ахилла (или Ашиля, гвинейца, слуги Лопухиных, 1832), "Портрет В.А. Лопухиной в виде испанской монахини" (1835) и другие.
К этому циклу акварелей примыкает картина, написанная маслом в 1833 году -- "Герцог Лерма", -- портрет воображаемого предка Лермонтова, испанского герцога.
Эта картина имеет свою историю. Вот что рассказывает биограф Лермонтова П.А. Висковатов:
-- В 1830 или 1831 году Лермонтов в дома Лопухиных, на углу Поварской и Молчановки, начертил на стене углем голову (поясной портрет), вероятно, воображаемого предка. Он был изображен в средневековом испанском костюме, с испанскою бородкой, широким кружевным воротником и с цепью ордена Золотого Руна вокруг шеи.
В глазах и, пожалуй, во всей верхней части лица нетрудно было заметить фамильное сходство с самим нашим поэтом. Голова эта ... была затерта при поправке штукатурки, и приятель поэта, Алексей Александрович Лопухин, был этим очень опечален...
Тогда Лермонтов нарисовал такую же голову на холсте и выслал ее Лопухину из Петербурга.
25 февраля 1833 года Лопухин писал Лермонтову:
-- Очень и очень тебе благодарен за твою голову, она меня очень восхищает.
(В. Афанасьев. П. Боголепов. Тропа к Лермонтову).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев