Поэтому, именно для сокрушения идола нашего окаянного самомнения и гордости и наказания всем нам никогда и ничего даже не помышлять о своих мнимых и смехотворных "подвигах", "постах" и "молитвах", и Назидания в нас, насколько это возможно для нас немощных, благоговейно увенчать все наше скромное делание Великого Поста восхождением в Венец Божественных Добродетелей и Всех Святых Заповедей Христовых — Самоотреченной, Богопреданной, Крепкой как смерть — Любви, в Великую Радость и Веселие для Которой составляет терпение всех неправедных поношений, изгнаний, клевет и оскорблений Христа ради — Изреченной Самим Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом в Девятой Заповеди Благой Вести Его Блаженств: "Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и Веселитеся, яко Мзда ваша Многа на Небесех. Тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас." (Мф. 5:11,12) — Святая наша Церковь-Мать и установила для всех нас в сию последнюю, Девятую Неделю Постной Триоди (Пятую от начала Великого Поста) Свято Чтить и Праздновать Память Преподобной Матери нашей Марии Египетской, Ея-же Молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш Помилуй и Спаси нас. Аминь.
Пример исполнения Этой Самоотреченной Божественной Заповеди Величайшей Преподобной нашей Матерью Марией Египетской, настолько превозшедшей все Монашеские Подвиги, что Преподобному Зосиме Палестинскому, добре прошедшему Их, но посланному Богом, дабы узрев недостижиое Совершенство и Неподражаемую Ангельскую Высоту Ее Подвигов, о Которых Он и представления не имел — был необходим не только Ему, но и всем нам, дабы сколько-нибудь стяжать исполненное Глубокой Благодарной, Благоговейной и Благодатной Духовной Радости и Почтительности Устроение Сердца Старца-Подвижника, обретшего Несказанное Сокровище — Лицезрение Истинного Земного Ангела, Небесного Человека — чтобы все свои скорби и поношения от людей вменять не просто в ничто, но почитать Наградой за правильное исполнение Высочайшей Девятой Заповеди Блаженств Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Помня при этом наставление из Древнего Патерика: «Старца спросили: «Почему так восстают против нас демоны?» Старец ответил: «Потому что мы отвергли, наше оружие: БЕЗЧЕСТИЕ, смирение, нестяжательность и терпение». Недаром и Преподобный Старец Паисий Святогорецговорил, что если мы тяжело устанем, трудясь целый день на Послушанииях, то, чтобы мы были Полностью Блажены, нам недостает, чтобы кто-нибудь пришел и отругал нас.(!)
Постараемся же и мы, в Сию последнюю Седмицу Посвященного Богу и Благоприятного Времени Великого Поста, с благорассудительной почтительностью, мысленно следуя за Преподобным Старцем-Подвижником Зосимой Палестинским, для вхождения в Молитвы Сей Величайшей Святой Матери нашей Марии Египетской, Помощию Божией и Поручительством Пресвятой Госпожи нашей Девы Марии Богородицы, Совершившей Сверхъестественные, Неподражаемые, но Спасительные не только для Нее, но и для всего мира, Подвиги в Заиорданской Пустыне на протяжении почти полувека — целых 48-ми лет.
Для лучшего приготовления к Сему Благоговейному Поучению в Безмерном Совершенстве последней и наивысшей Заповеди Блаженств Христовых, как некое Предпразнство Пика Подвижнической Скалы Всего Великого Поста, Святые Отцы и установили на предъидущей седмице совершать Мариино Стояние с чтением Великого Канона Преподобного Андрея Критского с молитвенным призыванием Помощи Сей Величайшей Святой.
Ведь Она, с Помощью Божией и Поручительством Пресвятой Владычицы нашей, Госпожи Девы Марии Богородицы (Празднование Похвалы Которой мы накануне Торжественно совершали) настолько превзошла Все, по человечески совершенные, Самоотреченные
Монашеские Подвиги Сего Преподобного Старца, что сподобилась Полной Победы над своим немощным человеческим естеством и стихиями мира сего, во зле лежащего, ибо за 17 лет претерпевания лютой брани и поношения от гораздо более страшных, чем видимых, — мысленных зверей, сподобилась искоренить в себе пристрастие ко всем утешениям и сладострастиям мира сего, Божественной Благодатию достигнув Полного Преображения своей немощной женской природы, Питания Присно-Живым и Действенным Словом Божиим и Осияния Божественным Светом Предвечной Славы и
Благодати и Дара настолько Поразительного Предвидения и Пророчества, что не только стихии мира сего стали повиноваться и служить Ей при жизни так, что Она свободно переходила по водам Иордана,
яко по суху, для Причащения Божественных Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Священнических рук Сего Преподобного Зосимы, но и по Преставлении Своем прислала Ему громадного льва, который, за Послушание, вырыл могилу для погребения Ее Святых Мощей, лишь стопы Которых сподобились лобызать только сии два, исполнившие Послушание Богу: лев, да и Сам Преподобный Старец Зосима Палестинский...
О Всемилостивый Господи, Сподоби и всех нас, хоть грешных, но кающихся, Твоих Православных Христиан —Божественными и Священнейшими Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Девы Марии Богородицы и Преподобной и Богоносной Матери нашей Марии Египетской, паче же Истиною и Милостию Твоею, достичь Победы над собою и всеми своими страстьми и похотьми, Очищения и Питания Живым и Действенным Словом Твоим и Освящения Осиянием Предвечным Светом Божественной Славы и Благодати Твоея, — да непрестанно Славим, Хвалим, Благодарим, Благословим и Превозносим Тебя, Единого Истинного Бога — Отца и Сына и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
+++
Свт. Иоанн Златоуст
"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня" (Мф. 5:11)
Христос как бы так сказал: хотя бы вас называли обманщиками, льстецами, злодеями или другим каким именем, — вы все же блаженны. Что, кажется, страннее таких наставлений, — называть вожделенным для человека то, чего, по мнению других, нужно избегать, то есть: нищету, слезы, гонения, поношения. И, однако, Он не только изрек эти заповеди, но внушил к ним и веру, и убедил не двух, не десять, не двадцать, не сто, или тысячу человек, а всю вселенную. И толпы народа, слушая столь тяжкие, трудные и противные общему понятию наставления, изумлялись. Такова была сила слов небесного Наставника!
Впрочем, чтобы ты не подумал, что одни поношения, какие бы то ни было, делают людей блаженными, Христос определяет эти поношения двумя видами, именно, когда мы терпим их ради Него, и когда они будут ложны. Если же не будет ни того, ни другого, то поносимый не только не блажен, но и несчастлив.
По повествованию евангелиста Луки, Христос изрек это еще сильнее и утешительнее. Он не только называет блаженными тех, которые терпят поношение за Господа, но и называет несчастными тех, о которых все говорят доброе. Он говорит: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лук. 6:26). И об апостолах говорили доброе, но не все. Поэтому Он и не сказал: когда доброе будут говорить о вас люди; но прибавляет слово – «все». Действительно, невозможно, чтобы добродетельные всеми были хвалимы. И опять говорит: «пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь» (Лук. 6:22–23). Он определил награду не только за опасности, которым они подвергались, но и за поношение. Поэтому Он не сказал: когда изгонят вас и убьют; но – когда будут поносить вас и всячески злословить. Поистине злословие уязвляет гораздо более, нежели самые дела. В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы. И что дивиться на других, когда эта-то именно причина более всего побудила удавиться того бесстыдного и гнусного предателя, который совершенно потерял стыд ко всему. И Иов – этот адамант, тверже самого камня, – когда потерял свое имущество, претерпел несносные мучения, лишился вдруг всех детей, когда увидел тело свое преисполненное червями, укоряющую жену, то все легко переносил. Когда же увидел друзей, которые его порицали, ругались над ним и, злословя его, говорили, что он терпит это за грехи свои, и несет наказание за пороки свои, тогда и этот мужественный и великий подвижник поколебался и пришел в смятение.
Посмотри, какая опять награда: «ибо велика ваша награда на небесах». Если ты слышишь, что не при каждом роде блаженства даруется царство небесное, не унывай. Хотя Христос различно описывает награды, но всех вводит в царство. И когда Он говорит, что плачущие утешатся, и милостивые будут помилованы, и чистые сердцем узрят Бога, и миротворцы назовутся сынами Божьими, — всем этим Он означает не что иное, как Царство Небесное. Кто получит те блага, тот получит, конечно, и Царство Небесное. Итак, не думай, что этой награды удостоятся одни только нищие духом; ее получат и жаждущие правды, и кроткие, и все прочие. Он для того при каждой заповеди и упомянул о блаженстве, чтобы ты не ожидал ничего чувственного. Не может быть блаженным награждаемый тем, что в настоящей жизни разрушается и исчезает скорее тени. Сказав: «велика ваша награда», Христос присовокупил еще другое утешение: «так гнали и пророков, бывших прежде вас». Так как приближалось царствие, и было ожидаемо, то Он представляет им утешение в общении с теми, которые прежде них пострадали. Не думайте, говорит Он, будто вы страдаете потому, что говорите и предписываете вопреки справедливости, или что вас будут гнать, как проповедников нечестивых учений. Вы подвергнетесь наветам и опасностям не потому, будто вы неправо учите, а по злобе слушающих. Поэтому и клеветы падут не на вас — страдальцев, а на тех, которые так худо поступают. Об этом свидетельствует все прежнее время. И пророков не обвиняли в беззаконии, или безбожном учении, когда некоторых из них побивали камнями, других изгоняли, а иных подвергали другим бесчисленным бедствиям. Итак, да не устрашает это вас. По тем же соображениям и ныне все делают. Видишь ли, каким образом он ободряет их, ставя их наравне с Моисеем и Илией? Так и апостол Павел в послании к фессалоникийцам говорит: «ибо вы, братья, сделались подражателями церквам Божьим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» (1 Фес. 2:14-15). То же самое и здесь Христос сделал. Хотя Он в других блаженствах говорил: «блаженны нищие, блаженны милостивые»; но здесь говорит Он уже определенно, и прямо обращает речь Свою к ученикам: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11), показывая, что это по преимуществу относится к ним, и свойственно перед всеми прочими учителями. Вместе с тем здесь Он показывает Свое достоинство и равночестие с Отцом. Он говорит: как пророки страдали ради Отца, так вы будете страдать ради Меня.
Когда же Он говорит: «пророков, бывших прежде вас», то этим показывает, что и сами они уже были пророками. Потом, желая показать, что страдания особенно для них полезны и служат к их славе, не сказал, что вас будут поносить и преследовать, а Я этому воспрепятствую. Он хочет обезопасить их не от того, чтобы они ничего худого о себе не слыхали, но чтобы худые слухи переносили великодушно, и оправдывали себя делами, потому что последнее гораздо лучше первого, и не унывать во время страданий гораздо важнее, чем совсем не страдать. Потому Он здесь и говорит: «велика ваша награда на небесах».
Но чтобы кто не сказал: почему же Ты ныне не отмщаешь злословящих и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на небесах? – Христос представил для этого пророков, показывая, что Бог и в их время не отмщал врагам их. Но если и тогда, когда воздаяние было на виду, Бог поощрял их надеждой на будущее, то, гораздо более Он поощряет ныне, когда и самая надежда на будущее прояснилась и любомудрие стало выше. Заметь и то, после скольких заповедей предложил эту последнюю. Он сделал это не без намерения и желал показать, что тот, кто заранее не приготовлен и не утвержден всеми теми заповедями, не может вступать и в эти подвиги. Потому-то Христос сплел нам из этих заповедей золотую цепь, всегда пролагая путь от предыдущей заповеди к последующей. В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи будет и кротким и праведным и милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно и чистым по сердцу, а такой будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов и к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я.
Прп. Симеон Новый Богослов
...те, у коих души таковы, суть воистину миротворцы и нарицаются сынами Божиими, кои чисто ведают Отца своего и Владыку и любят Его от всего сердца своего, терпя ради Его всякую тяготу и скорбь, когда бывают поносимы, укоряемы и теснимы за праведные заповеди Его, кои повелел Он нам соблюдать, когда бывают всячески оскорбляемы и гонимы, и переносят всяк зол глагол, какой лжуще изрыгают против них, ради имени Его Святаго, радуясь, что сподобились приять бесчестие от людей за любовь к Нему.
Слова (Слово 3-е).
Свт. Дмитрий Ростовский
Ст. 10-11 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Изгнанные и поносимые суть те, которые за правду, то есть за слово Евангелия Христова, терпят от людей всякое зло, изгнание, поношение, узы, темницы, муки и даже самую смерть. Такое страдание за правду есть великое свидетельство любви к Богу, ибо как может не любить Бога тот, кто даже страдать готов за правду Его? О тех добродетелях, за которые обещано блаженство, нужно так думать, что, во-первых, добрые дела так тесно связаны между собою, что одно без другого быть не может, и кто хочет иметь одну добродетель, тот будет иметь и все прочие, а кто оскудеет в одной, тот потеряет и все прочие; потом еще должно верить, что творящие благие дела не только получат вечное блаженство на небесах, но и здесь будут иметь благополучие, получивши Божиим благоволением и в этой жизни временные блага.
Зерцало православного исповедания. О надежде.
Свт. Филарет (Дроздов)
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
КАКАЯ ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христа и за истинную православную веру.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОДВИГ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Соответствующий этой заповеди подвиг называется мученическим.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
Прп. Исидор Пелусиот
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Всякие оскорбления большею частью причиняются нам не за Христа. Причиною оных иногда бываем мы сами, или обижая других, или делая еще что-либо худое. А иногда, хотя и за Христа наносят нам оскорбления, однако они бывают истинны, а не ложны. Потому самая высокая степень ублажения требует двух условий: чтобы оскорбления были и ложны, и ради Христа. Если же недоставать будет того или другого, то, хотя не уничтожится и не сделается недействительным то или другое (ибо сие ни с чем несообразно), но не приведет оно к высочайшему блаженству.
Если злословят нас и ради Христа, но оскорбления сии справедливы, отнимается награда. Если же не ради Христа, но укоризны ложны, то опять награда не самая высшая. В том и другом случае дается награда, но не такая, какую получим, если будет у нас то и другое. Говоря же: Мене ради, - Христос тому учит, чтобы думать нам о себе смиренно, вообще не высоко и сообразно с достоинством твари. Ибо горделиво для нас во всем подобном предполагать целью не Бога, но делать это ради себя самих, как будто бы мы стоим забот, сопряженных с самыми великими подвигами и крайними опасностями.
Письма. Книга II.
Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпят укоризны в чем-либо явном или тайном, если только укоряющие оказываются лжецами. Посему надобно знать, что для достигающих высочайшего блаженства должно быть соединено то и другое: и чтобы терпеть им ради Христа, и чтобы разглашаемое о них было ложно. А если нет чего-либо одного, то другое не так полезно; оно хотя и приносит пользу, но не в такой мере.
Ибо если, терпя ради Христа, слышим о себе правду, то необходимо нам стыдиться сего; потому что, заслуживая одобрение за одно, в другом бываем обличены. Если же, хотя не ради Христа терпим, но говорят о нас ложь, то получим награду за терпение, но не достигнем высочайшего блаженства, которое получили бы, если бы соединилось то и другое.
Письма. Книга III.
Прп. Марк Подвижник
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
И Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь, сказав: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк. 6:3). Таковой духовный закон, в сердцах верующих и писуемый, есть исполнен первого закона: «не приидох бо», говори (Господь), «разорити закон, но исполнити» (Мф. 5:17). Как же он исполняется, разумей: первый закон, осуждая согрешившего (против своего ближнего) какою–либо справедливою виною, осуждал и обиженного, поелику в чем судит кто иного, себя осуждает, а в чем прощает, простится ему (Рим. 2:1, Сир. 28:2); ибо закон так говорит: за осуждение — осуждение, за отпущение — отпущение. Следовательно, исполнение закона есть прощение. Мы сказали: «первый закон», не потому, чтобы Бог дал два закона людям, но один закон духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий праведный приговор: прощающему — прощение, а взыскивающему — взыскание; ибо сказано: «со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:27). Посему духовно его совершающие и по мере совершения бывающие причастниками благодати любят не только благодетельствовавших, но и тех, которые поносили и гнали их, ожидая приобрести духовную любовь как воздаяние благих; благих же, говорю, не потому только, что они прощают обиды, но потому, что и души обижавших благодетельствуют, молятся о них Богу, как бы чрез них получают блаженство. И сказанному в Писании: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут вас», и проч. (Мф. 5:11).
Нравственно-подвижнические слова. Слово седьмое.
Прав. Иоанн Кронштадский
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Есть ли ж теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло царствие Божие во всей силе для многих, а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах; еще не связан сатана и свободно обходит землю и проходит поднебесную, и теперь-то, кажется, он наиболее свирепствует на держащихся правой веры, ведый, яко время мало имать (Откр. 12:12). Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту — вольнодумством, безразборчивости к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню — глупою расточительностью; наружную молитву — лицемерием; услаждение и радость молитвенную — идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям — современным прогрессом; отчуждение же от молитвы домашней и общественной, отвержение всякой обрядности в вере, жизнь, непохожую ни на христианскую, ни на жидовскую, ни на татарскую, ни на языческую, а какую-то животную, чуждую всяких обязательств веры, считают известным тоном, признаком современнаго человека (и космополита, для коего отечество весь мир, а веры никакой). Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, терпи гонения, насмешки, колкости, впрочем не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие, отвещай безумному по безумию его, да не явится мудру себе (Притч. 26:5).
Как еще гонит неправда, нечестие нынешняго времени, правду и благочестие? Невниманием к трудам и заслугам благочестивых и правдолюбивых, лишением их справедливой, должной чести и вознаграждения, тогда как заискивающая и мздоимная неправда слишком щедро восписывает себе и славу, и честь, и богатство мира сего. И не дивно. Кто чего ищет, тот то и получает. Истинно благочестивые и праведные — славы от человеков не ищут, ища славы от единаго Бога, хотя и не чуждаются ея для славы Божией и для радости боящихся Бога, когда она доходит и до них; а люди мира сего, которых сокровище на земле, домогаются ея и приобретают ее. Те охотно раздают нуждающимся и свое, и потому не бывают богаты, а эти непрестанно стараются увеличивать свое богатство праведно и неправедно, и потому богатеют.
Беседы о Блаженствах Евангельских.
Блаж. Иероним Стридонский
Блаженны вы, когда люди будут злословить вас и будут преследовать вас и говорить против вас всякое зло, говоря лживое [на вас] из-за Меня
То злословие должно быть оставляемо без внимания [или: презираемо], которое производит блаженство, которое произносится лживыми устами ругателя. Поэтому Он и определяет особенным образом, какое именно злословие дает [злословимому] блаженство, говоря: всякое злословие против вас произносящие лживо из-за Меня. Итак, где Христос есть причина злословия, там злословие должно быть вожделенным (optanda est).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.
и всячески неправедно злословить за Меня
Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
(Лк. 6:22). Чтение этого стиха сильно колеблется. В многочисленных рукописях и отеческих цитатах прибавляется ρήμα, — скажут всякое худое слово (εϊπωσι παν πονηρού ρήμα). У Тишендорфа, Вест. Хорта, в кодексах Сив. и Ват. и во многих латинских переводах (также и в Вульг.) слово ρήμα (или соответствующее ему лат.) пропущено. Но в смысле почти нет никакого различия с принятием или опущением ρήμα — в первом случае речь представляется только несколько более ясною. Далее, recepta, Тиш., Вест. Хорт, все унциальные (написанные большими буквами) рукописи (кроме D) принимают ψευδόμενοι. Это слово опущено во многих лат. переводах и Вульгате. В русск. переводе передано ψευδόμενοι: “неправедно злословить”. Такой перевод не только мало соответствует подлиннику, но и неточен сам по себе, потому что едва ли кого можно злословить праведно. (В славянском переводе совершенно однозначно и точно написано — Блаженне есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Прим. ред. ) Слав. “лжуще” вполне точно; но на русском нельзя выразить этого слова посредством деепричастия, что и было, вероятно, причиною, почему “лжуще” по необходимости заменено в русском переводе словом “неправедно”. Будучи точен, слав. перевод не свободен, однако, от двусмысленности: неясно, к чему следует относить “Мене ради”, к “лжуще” ли, или “рекут всяк зол глагол”. Вероятнее понимать выражение так, что “Мене ради” относится ко всем предшествующим глаголам “поносят вам,« «ижденут», «рекут всяк зол глагол”. “Относить ένεκεν έμοΰ (Мене ради) только к последнему глаголу не рекомендуется потому, что все три глагола в этих предложениях, заменяющие διώκειν (преследовать, гнать) ст. 10, одинаково нуждаются в этом дополнении” (Цан). Спаситель говорит здесь не о каком-нибудь особенном возможном случае (тогда стояло бы в начале стиха “если” — εάν — вместо “когда”), но относительно действительно предстоящих ученикам поношений, гонений, злословия, и называет людей, которые будут переносить все это, счастливыми.
Троицкие листки
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Наконец, Божественный Учитель Иисус Христос обращает речь Свою наипаче к присным ученикам Своим, святым апостолам: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, погонят из града во град, не давая вам места, где главу преклонить, и всячески неправедно злословить (возводя на вас всякие клеветы) за Меня… Так скорбью начато учение о блаженствах, скорбью и кончается. Там, в начале, скорбь нищеты духовной и плача о грехах; здесь, в конце, скорбь терпения страданий за правду, за Христа. Поистине, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие! (Деян. 14:22). Воистину все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Таков закон земной жизни для христианина. Скорби нужны ему для спасения души его, для очищения его сердца, для того, чтобы он познал свои немощи и смирился, для того, чтобы и он понес крест свой за Христом и уподобился Ему, своему Спасителю, в терпении крестных скорбей, — и вот Бог попускает эти скорби для всех верующих в Него: кто стонет от властолюбия сильных мира сего, кто плачет от жадности людской, кого теснит гордость, кого преследует злоба, кого уязвляет зависть и клевета человеческая, а кого ловит лесть и лукавство; того мучает плоть с ее ненасытными страстями и похотями, а на этого нападает диавол с унынием и гордостью… Но кто изочтет все кресты человеческие? Един Тот, Кто взял на Себя грехи всего мира, един Он ведает всю неизмеримую тяготу скорбей человеческих! Все, — все мы под крестом; кто не несет креста скорбей, тот не может сказать о себе, что он ученик Распятого на кресте Господа Иисуса: истинные ученики только те, которые страдают за истинную Христову веру православную, за правду, за добрую христианскую жизнь. Только эти крестоносцы и блаженны, блаженны еще и здесь, на земле, потому что у них душа светла, совесть чиста, сердце покойно, а когда они возведут свои скорбящие очи на крест Христов, то — какое благодатное утешение изливается в их скорбную душу с этого креста! Вот почему апостол Павел радовался в своих страданиях за Христа; вот почему и апостол Иаков убеждает верующих: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1:2). Апостолы, мученики в ужасных страданиях окончили жизнь, но чудесами изумляли всех и терпением обращали самих гонителей ко Христу. Всех праведных при жизни ненавидели и гнали, а по смерти чтут и ублажают. Им по смерти принадлежит Царство Небесное: вы пребыли со Мною в напастях Моих, — говорит Господь апостолам Своим, — и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:28). Пусть называют вас обманщиками, льстецами, злодеями, — вы все же блаженны.
Троицкие листки. №801-1050.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
Прп. Симеон Новый Богослов
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
Чего же ради после всех положил Он гонимых и поносимых и властно повелевает им, говоря: радуйтеся и веселитеся? Того ради, что только тот, кто покажет покаяние, достойное грехов его, а от покаяния сделается смиренным (повторю опять все то же), каждодневно плачет, бывает кроток, от всей души алчет и жаждет Солнца правды, бывает милосерд и сострадателен до того, что все страдания, скорби и болезни других считает как бы своими, очищается плачем и зрит Бога, содружается с Ним, бывает воистину миротворцем и удостоивается наименоваться сыном Божиим, – только тот, кто сделается таковым, может, и когда бывает гоним, бием, поносим, оклеветаем и слышит всякий злой глагол про себя, с радостию и неизреченным веселием претерпеть все сие. Зная сие, Владыка наш и Бог гонимых ублажил после всех и так решительно сказал к ним: радуйтеся и веселитеся. Кто же не сделается таковым, ужели не может снести все сие? Нет, не может.
Слова (Слово 70-е).
Прав. Иоанн Кронштадский
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. По мере того, как праведные за свою правду терпят на земли поношения, гонения, лишения, — увеличивается и их награда на небесах; здесь они часто лишаются всего, там, получат с избытком все: нетленную славу, нетленный венец, неоскудевающее сокровище, непрестанное веселие, нескончаемое царство, которое да даст Господь получить всем нам благодатию и щедротами и человеколюбием единороднаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Беседы о Блаженствах Евангельских.
Блаж. Иероним Стридонский
Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша на небесах велика (copiosa). Ибо так преследовали пророков, которые были прежде вас
Я не знаю, кто из нас способен исполнить то, чтобы, когда слава о нас искажается поношениями, мы радовались о Господе. Итак, мы должны радоваться и веселиться, чтобы на небесах нам была уготована награда. В некоем свитке мы читаем следующее изящно написанное изречение: «Не ищи славы, и не скорби, когда будешь бесславен».
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша на небесах велика. Ибо так преследовали пророков, которые были прежде вас
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения - великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.
так гнали и пророков, бывших прежде вас
Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за проповедь чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Свт. Хроматий Аквилейский
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
Все, что во время гонений за имя Христа может придумать нечестивое вероломство гонителей: изобрести разные поношения или причинить телесные страдания, - мы должны не только терпеливо переносить, но принимать с радостью и ликованием ради будущей славы. Ибо Господь говорит: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Сколь славно терпеть это гонение, награда за которое на небесах, как говорит Господь! И потому мы, преданные вере, помышляя о награде обещанной славы, должны быть готовы к перенесению всех страданий, чтобы снискать славу пророков и апостолов.
Трактат на Евангелие от Матфея.
Свт. Филарет (Дроздов)
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
КАКУЮ НАГРАДУ ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ ЗА МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ?
Господь обещает за этот подвиг великую награду на небесах, т. е. преимущественную и высокую степень блаженства.
Евфимий Зигабен
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас
Радуйтесь и веселитесь духом все поносимые, и преследуемые, злословимые, как сказано. Говоря же: мзда ваша многа на небесех, приводит и другое утешение. Претерпевать поношения – дело великое и весьма трудное. Посему и Иов, претерпев другие испытания, особенно был смущен тогда, когда его поносили друзья, как страдающего за грехи.
тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас
Отсюда ясно, что слова: блажени есте… и т.д. собственно сказаны к ученикам, и чрез них и ко всем, кто будет подражать ученикам Его. Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас. Как это тако? Разумеется понося, изгоняя и ложно злословя их, ради Бога. Как вы посылаетесь Мною проповедовать то, что Я скажу, так и они были посланы Богом. Говоря: пророки, иже (беша) прежде вас, показывает, что и они будут пророчествовать. Если для тех не было непристойно страдать за Бога, то тем более вам. Таким сравнением их с пророками ободрил их умы. Обрати внимание на то, после скольких заповедей поставил блаженство об изгнании ради правды, и блаженство о поношении, преследовании и злословии, показывая, что вступающему в такую борьбу необходимо укрепиться всеми предыдущими заповедями. Посему, воспользовавшись определенным порядком, соткал нам золотую цепь. Всякий смиренный духом будет оплакивать свои прегрешения; оплакивающий будет кротким; кроткий будет, конечно, праведным; праведный будет милостивым: осуществивший все это на деле будет также чист сердцем; и таковой будет и миротворцем; кто шел с успехом даже доселе, тот подвергнется опасностям, но великодушно перенесет все, что ни последует. Напомнив то, что следовало, опять ободряет их похвалами.
Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
(Лк. 6:23). К общему выражению Матфея “радуйтесь и веселитесь” у Луки прибавлено “в тот день”, т.е. в самое время поношений, гонений и злословия, в самый день горя, происходящего от всех этих зол. Мысль о высшей небесной награде людям, не встречающим, ради Христа, в этом мире ничего, кроме злобы, гонений и поношений, естественна, и вполне отвечает требованиям здравой логики и нравственности. С мнением, что Спаситель здесь разумел только учеников, и что только через посредство их говорил ко всем остальным, которые намеревались подражать ученикам (Евф. Зигабен и др.), нельзя согласиться. Что слова Его не относились только к ближайшим ученикам, это доказала история гонений на христиан. Мысль свою Христос подтверждает тем, что “так гнали и пророков, бывших прежде вас”, с одной стороны, поставляя и возвышая Своих слушателей на степень, одинаковую с пророками, а с другой — указывая на общий, обычный характер пророческого жребия и служения. Какие именно факты гонений на прежних пророков Спаситель имеет здесь в виду, об этом Он не говорит. Нужно предполагать, что слушателям Христа эти факты были хорошо известны (ср. Деян. 7:52; Евр. 11:32-40; Иер. 20:2; 2 Пар. 24:21).
Троицкие листки
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах! И апостолы, действительно, радовались, когда Иудеи безчестили их за имя Христово. так гнали и пророков, бывших прежде вас. Так гнали, поносили и Самого Божественного Учителя, Господа Иисуса Христа. Сравнивая апостолов с пророками, Спаситель одобряет их. Не вы одни будете терпеть, как бы так говорит Он: это удел всех праведников, даже пророков, с которыми и вы будете вместе в Царстве Небесном. «Христос обещает награду, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — не за опасности только, но и за поношение, за клеветы, злословие, ибо злословие иногда уязвляет более, чем оскорбление делом и опасность. Иов все беды переносил благодушно, а когда стали друзья злословить его и говорить, что он наказывается за грехи свои, то и этот мужественный и великий терпеливец поколебался и возопил: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои (Иов. 19:21)! Заметь, — продолжает святитель Златоуст, — после скольких заповедей предложил Он последнюю. Он хотел показать, что тот, кто заранее не подготовлен всеми теми заповедями, не может вступить и в подвиг мученичества. Потому-то от первой заповеди пролагая путь к последующей, Христос сплел нам златую цепь. Ибо человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи соделается кротким, тихим и милостивым; милостивый, конечно, соделается и чистым по сердцу; а чистый сердцем соделается и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов к опасностям, не устрашится злоречия и безчисленных бедствий. Кто хочет получить блаженство с мучениками? «Почувствуй мучения совести, — говорит святой Афанасий, — умри для греха, отсеки греховные пожелания, и ты будешь мученик по произволению. Мученики боролись с мучителями, царями и князьями: есть и у тебя мучитель — диавол, этот царь греха; есть и князья гонители — это демоны. Блудная похоть — вот мерзостная Афродита, гнев и ярость — вот идол Арей. Если сохранишь себя от этих страстей, от греховных пожеланий, то это и будет означать, что ты попрал кумиры и стал мучеником». Таково небесное Божественное учение о блаженствах. Господь называет вожделенным то, чего люди обыкновенно избегают и боятся: нищету, плач, терпение, скорби… Но за все это Он обещает награду в Царстве Небесном.
Троицкие листки. №801-1050.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1