06.2014 г.
ПОЧЕМУ МЫ ПРОТЕСТУЕМ
Наверно стоит условно обозначить
протест и бунт, присуще всем людям в разной мере и в определенных
обстоятельствах. Раба обычно все устраивает до определенного предела – «Вот
здесь еще можно, я согласен, а так уже слишком!», и раб бунтует. Ну побузит и
вернется в тоже место, в лучшем случае
выторговав себе определенные преференции. Вспомните восстание Спартака, прошли
страну с неясными целями и вернулись в тоже место, где начинали. И совсем нам
близко – «русский бунт, жестокий и бессмысленный». Протест же порождается
сознанием увиденной бессмысленности, осознанием непонятного, не справедливого
удела человеческого. Люди восстают не только против угнетения, но и против лжи.
Целью протеста становится преображение.
В сакрализованном мире нет основ для
протестного движения, и проблем реальных
нет. Есть миф и комментарии к нему, все ответы даны раз и на всегда. А вот когда человек не
вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он уже вопрошание и протест ради того, чтобы
вступить в сферу сакрального или выйти оттуда. Тут главный вопрос: можно ли
пребывая вне сферы священного и его абсолютных ценностей, обрести правила
жизненного поведения? Добродетель и злой умысел могут становиться делом случая
или каприза. А если нет ни истинного, ни ложного, но дурного, не хорошего,
можно вообще то и так жить, но здесь правилом становится максимальная
эффективность, то есть сила, квинтэссенция силы – тирания.
Все же настоящий протест может зарождаться только
в тех социальных группах, где за теоретическим равенством скрывается огромное
фактическое неравенство. Фактическое неравенство – всегда предмет спекуляций в
политической борьбе, но интересен не политик, а простой гражданин протестующий.
Нарциссические и сексуальные потребности
человека веками подавлялись порождая фобии, тревоги, запреты, чувство вины и
стыда, агрессивности. Человек считался греховным, движимым грязными, алчными,
эгоистичными, брутальными сексуальными и не разборчивыми вожделениями. Страх
собственных фантазий и импульсов развил сложную систему защитных механизмов
религиозных и светских авторитетов призванных защищать и ограничивать сознание
человека. Запреты эмоционально подавленных людей во многом располагают к
установлению и одобрению авторитарных систем.
Для усиления собственного подавления самих себя служила властная структура и диктаторский режим.
Европейское Просвещение обещало вернуть
людям уважение к себе. Провозглашенные свобода, равенство и братство должны были
освободить людей от рабской зависимости от религиозных и светских властей,
создать гуманистическое мировоззрение с помощью которого человек смог бы
вырваться за пределы семьи и племени в более широкую общечеловеческую сферу. Но
представление о всесильном Боге и благородстве короля, всего лишь заменило
представление о всесилии науки и техники, которые должны были принести
богатства, которые можно будет разделить между всеми более или менее поровну.
Созидательная деятельность раздробленная на бесчисленное количество отраслей,
где узкие специалисты, владеющие частными областями знаний, не имеют никаких
знаний или умений ни в какой другой области. Разделение труда и знаний на
громадное количество независимых областей отделяет и изолирует людей друг от
друга и от мира в целом. Чем мощнее наши технологические приспособления, тем
более беспомощными мы становимся как индивидуумы. Внутренняя жизнь людей
оказалась за пределами понимания и не нуждается в сочувствии. Души людей и даже
их разум, их личности не имеют никакого сущностного значения. Это порождает чувство изоляции у многих
людей, которое проявляется в их вечном беспокойстве, в их компульсивном
стремлении к активности, избавляющим от необходимости спокойного размышления
наедине с собой, кажется, что и размышлять то не о чем, да и опасно –
размышления могут привести к столкновению с внутренней пустотой. Единственная возможность узнать, что
происходит с людьми за пределами узкого круга в основном профессионального
общения – это новости по телевидению и интернет. Последний вообще не
предусматривает живое общение и позволяет чувствовать себя причастным к миру,
оставаясь в полном одиночестве. Одиночество
стало тотальным. Мы все больше отделяемся от мира других и от собственного
внутреннего мира. Мы воспринимаем друг друга, как объекты среди объектов,
которые могут либо принести пользу, либо помешать. По мере того, как все больше
людей превращаются в анонимные объекты в мире технологий, постоянно
усложняющихся, которые не возможно ни понять не контролировать, у людей
неизбежно возникает желание возвратить себе чувство собственной идентичности,
целостности. Это желание проявляется в форме примитивных протестных движений,
которые находят свое выражение в
неистовых, истерических, брутальных формах. Эти наши современные реалии
безусловно внесли свою лепту и легли в основу современного протестного движения.
Современный протестующий - это человек
довольно осведомленный, твердо знающий свои права. Индивид скованный
отчужденностью, в протестном движении начинает разделять страдания человеческие
от обособленности, отчужденности к миру и к себе, осознание этого выводит
индивида из его одиночества. Индивидуальное страдание в протестном движении
осознает себя, как коллективное и оказывается общей участью. В протестном
порыве рождается сознание: внезапное яркое чувство того, что в человеке есть нечто такое с чем
он может отожествить себя хотя бы на время. Протестующий действует во имя пусть
еще и не ясной ценности, которая объединяет его со всеми остальными людьми.
Мятежное действие протестующего простирается на нечто, превосходящее его в той
мере, в какой это нечто избавляет его от одиночества и дает ему основание
действовать. Протестующий вовсе не является той ценностью, которую он намерен
защищать. Эту ценность составляют люди вообще. Протестующий преодолевает свою
ограниченность, сближается с другими, проявляет солидарность рождающуюся в
рамках протеста.
В числе протестующих и те кто потрясен
зрелищем вопиющей несправедливости, жертвой которой стал другой. И это не
психологическое отожествление, не самообман, когда человек воображает, что
оскорбляют его самого. Здесь происходит отожествление судеб и присоединение к
одной из сторон. Мы можем сами стерпеть что то не протестуя, но совершенно не в
состоянии смотреть, как другие подвергаются оскорблениям.
Источником
протеста может быть переизбыток энергии и жажда деятельности. Здесь первый
порыв – протест против посягательств на себя каков он есть и стремление не
столько одержать вверх, сколько заставить уважать себя. А всегда хочется стать не тем, что ты есть.
Участие в протестном движении может быть
и попыткой преодолеть озлобленность. Протест взламывает бытиё и помогает выйти
из закрытого сосуда затянувшегося бессилия, самоотравления озлобленностью.
Озлобленность ярко окрашена завистью. Чувство зависти, испытывается множеством людей по отношению к чужим жизням. Глядя на эти жизни со
стороны, мы наделяем их цельностью и единством, которые не присущи им на самом
деле, но кажутся неоспоримыми стороннему наблюдателю. Протестующий видит только линию их вершин, не задумываясь о мелочах,
которые подтачивают их основания. «Озлобленность
сильной души – превращается в карьеризм, слабой – в горечь» (Макс Шелер), озлобленный
протестующий где то по середине.
Протестное движение направленное на
формирование несомненной общности людей, на единство их природы, на
солидарность рождающуюся в движении протеста, на общение между людьми, на все,
что способствует их схожести, на содружество – это шаг по направлению к духу,
враждующему с абсурдным миром. В этом случае, протестующий, влекомый порывом
борется за ценность всеобъемлющей сопричастности помогающей людям в схватке с
судьбой. Но чаще добродетель умирает, чтобы тут же возродиться в еще более
грозном обличии. Придумываются истории на новых сочетаниях подлинных фактов. И
в итоге протестующий добивается свободы безграничного возвеличивания
человеческой гордыни. Страсть к мистификации, свойственная духу протеста
усугубляется. Протестное движение довольствуется относительным и может обещать
лишь уважение человеческого достоинства на основе относительной справедливости.
Есть еще люди, которые видят мир
эгоистичным, грубым, отвергающим и агрессивным и стремятся излить на него
собственную агрессию и получить садистическое удовлетворение. Такие люди
довольно успешно с помощью интернета ищут общество, которое даст им возможность
выразить свои агрессивные импульсы и легализует их в существующей авторитарной
структуре власти или в религии, с одобрения которых они могут сражаться с
ненавидимым ими обществом. Такие люди находят товарищей по духу и получают
удовлетворение в коллективном преследовании агрессивных целей, будь то армия,
или политика террора, или революция, или борьба религиозных фанатиков. Массовые
сборища таких людей пробуждают в них истерическое возбуждение, апокалипсическое
видение разрушений и спасения через разрушение. Разрядка
деструктивно-садистических импульсов превращается у них в самоцель, и нет
никакой рациональной связи с целью, которую нужно достичь. Их опыт коллективной
агрессии позволяет инфантильным импульсам устроить короткое замыкание в мозгах,
что проявляется в сканировании лозунгов,
сопровождаемом навязчивыми движениями, потрясаниями кулаками, прыжками и т.д.,
в итоге, если их не остановить, или наоборот использовать, садомазохисткие
установки, усвоенные ими на уровне бессознательных слоев психики, выйдут на
поверхность и тогда - массовые убийства, разрушения, за которые никто в
частности ответственности не несет. И все это будет подаваться как борьба за
свободу, справедливость, очищение ради любви к человечеству в целом, это чтобы
не любить никого в частности.
Нет у меня оптимизма в отношении нашего без
протестного будущего. Наши древние инстинкты обеспечившие нашу выживаемость и
доминирование над всеми живыми организмами основаны на маскулинных добродетелях
поклонения силы и власти. И вряд ли это то, к чему нужно стремиться сейчас, с
одной стороны налицо кризис идентичности, а с другой варвары еще не перевелись,
т.е. цивилизация и сейчас в опасности.
Даже если право, признанное защитить личность
от произвола силы и власти будет осуществляться без проволочек и тогда рано или
поздно появиться основанная на нем
справедливость, агрессию (протест), порождаемые ответом на силу и власть,
справедливость не излечит.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 325
Почему не интересно?
Критиковать и гадить, оказывается, действия одинаковые по ФОРМЕ.
???? откуда взялся "секс" ?