Адмирал Александр Федорович Можайский. В 1882 году адмирал предпринимает попытку создать самолет с паровым двигателем. На испытаниях был зафиксирован отрыв самолета от земли, еще не было стабильного горизонтального полета, требовалось увеличение мощности двигателя, Александр Федорович безуспешно искал на это средства, да он и до этого на свои средства ездил за двигателем за границу и приобретал его. Всего 19 тысяч просил – не дали. Свои вкладывал. Но уже на то, чтобы модернизировать движок ни средств не хватило, ни здоровья. Умер Можайский в 1890 году, так и не осуществив своей мечты о постройке первого в мире самолета.
Николай Егорович Жуковский. Профессор. Еще с 1893 года – действительный статский советник. Основоположник науки гидро-аэродинамика. Первая аэродинамическая лаборатория в 1904 году создается профессором Жуковским на средства … промышленника-миллионера Дмитрия Павловича Рябушинского. Порядка 100 тысяч стоило строительство лаборатории и 36 тысяч ежегодное финансирование. Не очень много для Рябушинского. Примерно как пригоршня самоцветных камней, которые высыпались из простреленных лифчиков великих княжон и бывшей императрицы в подвале дома Ипатьева. И на лабораторию Жуковского хватило бы, и на самолёт Можайского. Еще и осталось бы.
1 декабря 1918 года. В стране идет Гражданская война, Республика в кольце фронтов Антанты, только-только Краснова под Царицыным разбили, продразверстка, колоссальные экономические трудности. А в Советской Республике вдруг нашлись средства для создания Центрального аэрогидродинамического института – ЦАГИ.
8 декабря 1920 года. Только-только Врангеля из Крыма выбили, страна в разрухе, самый тяжелый год, пожалуй, для Советской власти в экономическом плане, а граждане молодой Республики в газете «Известия» читают:
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ.
В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского и огромных заслуг его, как «отца русской авиации», Совет Народных Комиссаров постановил:
Освободить профессора Н. Е. Жуковского от обязательного чтения лекций, предоставляя ему право объявлять курсы более важного научного содержания.
Назначить ему ежемесячный оклад содержания в размере ста тысяч (100 000) рублей с распространением на этот оклад всех последующих повышений тарифных ставок.
Установить годичную премию Н. Е. Жуковского за научные труды по математике и механике с учреждением жюри в составе профессора Н. Е. Жуковского, а также представителей по одному: от Государственного ученого совета, от Российской Академии наук, от физико-математического факультета Московского государственного университета и от Московского математического общества.
Издать труды Н. Е. Жуковского.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).»
Да, вот так: авиационное дело, авиационная наука в Советской Республике и впервые в мире стало делом государственным…
Об этом и многом другом читайте в новой книге Петра Балаева «Соколы против стервятников», ссылка на блог в комментарии.
#ссср #история #авиация
Комментарии 1
https://p-balaev.livejournal.com/1991668.html