Тоннель мира через Берингов пролив — мост к новой эпохе международного сотрудничества
Сообщения о возможной встрече президентов Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске вызвали новый интерес к давней идее строительства тоннеля через Берингов пролив — проекту, который многие рассматривают как потенциальный символ миротворчества и сотрудничества. Сторонники считают, что такой межконтинентальный коридор между Россией и США может стать не только практическим транспортным маршрутом, но и важным политическим жестом в пользу улучшения отношений.
В эпоху, когда мировое сообщество вновь призывает к стабильности и конструктивному взаимодействию, трудно найти проект, который сочетал бы в себе такой символический и практический потенциал, как предложенный Тоннель мира через Берингов пролив. Железнодорожная и инфраструктурная магистраль, соединяющая Аляску и Чукотку, фактически объединила бы Америку и Евразию. По мнению сторонников, это могло бы стать началом новой эры диалога и совместной работы России, США и других стран, обеспечивая прямой канал для экономического, культурного и научного обмена.
От замысла XIX века до проектов XXI века
Идея соединить Евразию и Северную Америку через Берингов пролив появилась еще в конце XIX века. В 1890 году первый территориальный губернатор Колорадо Уильям Гилпин предложил создать межконтинентальную железную дорогу с тоннелем под проливом как часть глобальной транспортной сети. В Канаде в конце XIX – начале XX века также рассматривали проекты северных железнодорожных веток в сторону Доусон-Сити, которые могли бы войти в более широкую трансконтинентальную систему.
В 1905 году император Николай II дал предварительное согласие на изучение возможности строительства тоннеля, но уже в 1907 году, на фоне политической нестабильности после революции 1905 года и опасений перед американской экспансией, правительство отказалось от идеи. В 1906 году российско-американо-французский консорциум объявил амбициозный план, о котором писала The New York Times, однако архивные материалы говорят, что дело не продвинулось дальше концепции.
На Потсдамской конференции 1945 года Иосиф Сталин предложил президенту США Гарри Трумэну построить мост или тоннель, чтобы соединить железнодорожные сети двух стран, но получил отказ — уже начиналась холодная война. В середине XX века инженер Тун-Ен Лин продвигал идею «Моста межконтинентального мира», а Джозеф Страусс, главный инженер моста «Золотые Ворота», публично говорил о потенциале перехода через Берингов пролив.
В 1981 году доктор Мун Сон Мён представил видение «Тоннеля мира» — 85-километровой подводной магистрали, стоимость которой тогда оценивалась в 200 миллиардов долларов. Он вновь озвучил этот проект на церемонии основания Федерации за всеобщий мир в 2005 году в рамках мирового турне по 100 странам. Его инициатива стала одним из факторов, возродивших интерес к проекту. Международная региональная группа по Берингову проливу (IBSRG) и ее преемник IBSTRG с тех пор создали платформу для обсуждения проекта инженерами, экономистами, политиками и миротворцами.
Роль Совета по изучению производительных сил (СОПС)
СОПС — совместный орган РАН и Минэкономразвития — в 1990-е годы под руководством академика Александра Гранберга провел междисциплинарные исследования, включая аэрофотосъемку маршрутов, геотехническое картирование и разработку энергетических концепций. Был сделан вывод о технической реализуемости проекта (благодаря мелководью, стабильным грунтам и низкой сейсмичности) и экономической целесообразности при условии, что хотя бы 15% грузопотока между Европой, Северной Америкой и Восточной Азией к 2030 году будет переведено на железнодорожный транспорт. Среди дополнительных выгод назывались рост энергоэффективности и развитие ресурсов Дальнего Востока.
Современные инициативы
В 2014 году китайская Beijing Times сообщила о проекте высокоскоростной магистрали Пекин–Аляска через 200-километровый тоннель, что вписывалось в концепцию «Пояса и пути».
Сегодня Транссиб доходит до Нижнего Бестяха напротив Якутска. Строится мост через Лену (2024–2028 гг.), но на восток, к Магадану и Чукотке, железных дорог нет. Строительство магистрали к проливу осложняется вечной мерзлотой, сейсмической активностью, удаленностью и отсутствием инфраструктуры.
От линии раздела к коридору мира
Исторически Берингов пролив был границей, но может стать символом партнерства. Два острова Диомида — российский и американский — разделены всего 4 километрами и олицетворяют потенциальное воссоединение коренных народов, которых разделила «ледяная завеса» холодной войны.
Во время Второй мировой войны регион уже стал символическим мостом. По программе ленд-лиза американские самолеты перегонялись из Аляски в Сибирь по трассе ALSIB, проходя рядом с островами Диомида. Это усилило советские военные возможности и стало примером реального сотрудничества даже в годы глобального конфликта.
Экономика и вызовы
Проект может включать электрифицированную железную дорогу, линии электропередачи, волоконно-оптическую связь и трубопроводы. Предварительная стоимость — 50–100 миллиардов долларов. Возможны значительные доходы от транзита и сокращение времени перевозок между Азией и Северной Америкой. Но для этого нужны параллельные вложения в региональную инфраструктуру.
Главные трудности: финансирование, строительство тысяч километров подходных путей в суровых условиях (–50°C, мерзлота, короткий сезон работ), коррозия, политические разногласия и дисбаланс готовности — у России есть планы развития Чукотки, но у США и Канады нет сопоставимых федеральных программ.
Взгляд в будущее
Тоннель мог бы стать не только транспортным коридором, но и «мостом мира» в прямом и переносном смысле, объединяя страны, культуры и экономики. Для этого необходимы международная комиссия, комплексные технико-экономические исследования, гарантии экологической безопасности и политическая воля.
Федерация за всеобщий мир призывает правительства, международные организации, бизнес и общественность рассматривать проект как шанс для совместного будущего.
Нет комментариев