В Европе в СМИ валом идут публикации с прогнозами очередной волны COVID-19 (либо прямо сейчас, либо осенью уже точно), но что-то идет не так.
На этот раз волну связывают с подвариантами омикрона BA.4 и BA.5. Они были выявлены еще зимой, но за неимением более подходящих кандидатов ими пытаются объяснить нынешнее повышение заболеваемости и госпитализации с COVID-19.
Приемы “продажи страха” адаптировались под новые условия: поскольку уровень тестирования сократился, "эксперты" перешли к вольным оценкам текущей заболеваемости, которые могут превышать выявляемую в десятки раз. Так, в Великобритании Национальная статистическая служба (ONS) подсчитала, что в стране за неделю заболело 1,4 млн человек - на 43% выше, чем за предыдущую (989,8 тыс.). Однако оттестированных положительных значительно меньше: среднее число новых пациентов в день в Великобритании составляет менее 15 тыс., то есть примерно 100 тыс. в неделю. Как из 100 тыс. позитивных ONS делает 1,5 миллиона "оценочных" - не известно.
Одновременно ученые и чиновники от здравоохранения пытаются эксплуатировать прежний сценарий - распространение нового, более контагиозного штамма, на роль которого были в начале лета назначены BA.4 и BA.5, а сейчас есть уже "особо опасный" BA.4 c мутацией "напоминающей дельту". Утверждается, что они на 10-15% более вирулентны, чем стандартный омикрон, а потому потенциально более опасны.
В качестве аргумента обычно приводится Португалия, где в конце мая наблюдался кратковременный всплеск заболеваемости в сочетании с ростом доли штаммов BA.4 и BA.5 (последний к 30 мая составлял 87% от всех случаев). Но заболеваемость в Португалии пошла вниз уже в начале июня: если к концу мая она в среднем превышала 26 тыс. новых случаев в день, то сейчас снизилась до 13 тыс. Теперь внимание направлено на Францию, где также наблюдается рост заболеваемости - с приблизительно 20 тыс. человек в день в конце мая до 50 тыс. к середине июня. Хотя повышение в 2,5 раза трактуется как тревожный сигнал, его нельзя назвать причиной для беспокойства: еще в апреле регистрировалось по 130 тыс., а в январе - по 350 тыс. случаев каждый день. Число же госпитализированных находится на самом низком уровне с декабря, что, впрочем, совершенно обычное дело. В средней ситуации в любой стране мира летом госпитализируется меньше, чем зимой.
Основная причина таких всплесков - снижение краткосрочного иммунитета, который большая часть населения приобрела во время зимней волны омикрона. Интереснее здесь реакция со стороны общества. Пока эксперты настаивают на новых и новых волнах вакцинации и возвращении к ограничениям, политики, получающие недвусмысленные сигналы от избирателей да и к тому же озабоченные "войной с Россией", продолжают ослаблять антиковидные меры.
Еще полгода назад оповещение о варианте, вызвавшем повышение заболеваемости, стало бы поводом для отката всех ослаблений, сейчас каждый день об отмене мер объявляют все новые страны. Большинство отказывается от обязательных сертификатов вакцинации для туристов. Настоящим затруднением для Европы стала не вспышка COVID-19, а резко возросшая нагрузка на авиакомпании, потерявшие за время пандемии значительную часть штата. Это привело к массовой отмене рейсов, очередях в переполненных аэропортах, где мало кто заботится о социальном дистанцировании, и забастовкам.
Разница между реальными и декларируемыми проблемами хорошо показывает, какова настоящая значимость проблемы коронавируса. Для общественной паники нужны двое: не только транслирующие ее СМИ, но и готовое воспринимать население. В случае, если последнее отказывается реагировать, "слона не продать".
Вирусная нагрузка
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3