Это маркер. Не бывает русофилов-армянофобов»
Разговор с Валерией Олюниной, ведущим научным сотрудником Института политологических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, главным редактором сетевого СМИ «Наша среда online» мы завершили обсуждением русско-армянских отношений, их прошлого и будущего.
А1: В Армении постепенно нарастает недовольство Россией. Можете ли вы назвать подобные случаи в истории армяно-российских отношений и рассказать, к чему они привели?
Валерия Олюнина: Российско-армянские отношения имеют глубокие исторические корни, уходят в Древнюю Русь, в Византию и крещение Руси. Армяне — наши старшие духовные братья.
Недовольство Россией назревает тогда, когда она предает свою сущность и встает открыто на сторону врагов, молится за победу азербайджанского оружия, которое убивает христиан. Ухудшение российско-армянских отношений началось, как только был сформулирован Армянский вопрос.
В войнах мы могли побеждать и класть русских людей на полях сражений сотнями тысяч, а потом проигрывать кровью политые земли дипломатически. Армянский геноцид, точнее, его горячая фаза 1915-1922 — была предтечей русского геноцида, который произошел в Первую мировую, в революцию 1917 года и Гражданскую войну. Поэтому антиармянская позиция в России — это всегда и антирусская. Это маркер. Не бывает русофилов-армянофобов.
А1: Вы писали: «Я очень хочу, чтобы русские осознали, что с армянами мы будем либо жить, либо умирать, ведь мы в некотором смысле уже срослись». Какие силы сейчас пытаются эту связь порвать?
Валерия Олюнина: Однажды я написала эту фразу на фейсбуке и тут же пришел ко мне в комментарии турок с аватаркой, изображающей серого волка, и сказал: «Умирайте, не жалко».
Эту связь пытаются порвать враги, которые хорошо знают, что Армения — это один из китов русской реальности и государства. Сами армяне приложили к нему руку, такие как выдающийся политический и военный деятель эпохи Александра II Михаил Лорис-Меликов, дважды отбивавший у турок Карс. И эту связь пытаются разрушить те, кто пытается торговаться с Вечностью и задавать вопросы, как недавно Модест Колеров: мол, а что армяне могут предложить России?
Армения непостижима, как и Россия. Это два способа мышления и одухотворенности. Поэтому не надо пытаться постичь их рациональным инструментарием. Оставьте это туркам и британцам. У них это хорошо получается.
А1: Устанавливается тренд на разделение: «пророссийские», «проармянские» и другие «про». Как вы можете это прокомментировать?
Валерия Олюнина: Если рассматривать ситуацию в Армении и РФ — мы находятся в одной региональной парадигме, и болезни у нее одни и те же. Не зря говорят, что Россия — это масштабированная Армения. По большой коалиции мы союзники и народы одного культурного кода, но тактически наши пути часто расходятся. В этом и интерес. Мы не дублеры, а народы с уникальной историей. Если бы Россия имела выверенную «дорожную карту» и знала свои красные линии, мы бы не привели к таким гуманитарным потерям Арцах в 2020 году.
Армяне и русские принадлежат к восточно-христианской парадигме. Угроза деарменизации Арцаха и Армении ударит не только по России, но и по всему христианскому миру. Во Франции, например, это уже понимают. И мне кажется, они готовы подставить армянам плечо, как и в 1915 году.
Поэтому армяне для России должны быть зеркалом, все угрозы, которые испытывает Армения, придут в русский дом в более трагическом исполнении. Жаль, что в России этого многие не видят, не понимают и играют в пресловутую равноудаленность с Турцией и Азербайджаном.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6