23:33-34): их значение для духовной жизни христианина
Евангельское повествование о распятии Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 23:33-34) раскрывает перед нами вершину Божественного смирения и любви. Преподобный Антоний Великий, наставляя своих учеников, подчеркивает, что подлинное безгневие достигается не внешним воздержанием, но внутренним преображением, источником которого является созерцание Креста Христова. Когда немощный в духовной жизни инок, борясь со страстью гнева, удерживает себя в келейном уединении, взирая на образ Распятия, он приобщается тому всесовершенному терпению, которое явил Спаситель, претерпевший поношения и смерть ради нашего спасения.
Молитва Господа за распинающих Его ("Отче! прости им, ибо не знают, что делают") и последовавший ей пример первомученика Стефана, молившегося о своих убийцах (Деян. 7:60), становятся для христиан высшим образцом отношения к гонителям и обидчикам. Эти евангельские примеры учат нас, что подлинная духовная победа заключается не в отмщении, но в молитвенном предстательстве за причиняющих "тесноту, обиды, поношение и смерть". Как отмечают святые отцы, такое духовное делание приводит к укреплению внутреннего человека, так что верующий начинает радоваться, когда удостаивается понести поругание ради Христа.
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о безмерности Христовой любви, задает риторический вопрос: какие возможны оправдания для нашей вражды к ближним, когда Сам Господь претерпел мучительную и позорную смерть от рук Своих творений? "Что ты скажешь мне в защиту свою?" - вопрошает Златоуст, указывая, что никакие обиды и даже смертельные угрозы не могут оправдать отступление от заповеди любви, ибо Христос возлюбил "врагов, неблагодарных, обидчиков, поносителей, ненавистников" высочайшей любовью, не имеющей себе равной.
Святой Дионисий Ареопагит в своем послании к Димофилу напоминает, что всякое проявление жестокости и немилосердия противоречит самому духу христианства. Спаситель не только молился за распинающих Его, но и запретил ученикам осуждать отвергших Его самарян (Лк. 9:52-55), являя тем самым совершенный образ всепрощающей любви. Это евангельское свидетельство становится непреложным законом духовной жизни: гнев и жажда мести, под какими бы благовидными предлогами они ни скрывались - будь то ревность о Боге или защита собственных интересов - не могут найти оправдания перед лицом Распятого за нас Агнца Божия.
Таким образом, Крест Христов становится не только орудием нашего спасения, но и мерилом христианской жизни, призывающим нас к совершенному прощению и любви, превосходящей все человеческие обиды и противоречия.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев