Сотворение земли – видимого мира.
После сотворения неба – невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир:
видимое небо, землю и все, что на них.
Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как Он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями».
Но эти "дни творения" не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом». Но точно знать, какие это были «дни» мы не можем, тем более что нам известно:
«У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8); (Пс. 89:5).
Святые Отцы Церкви считают седьмой «день» мира продолжающимся и поныне, а затем, по воскресении мертвых, настанет вечный восьмой день, т. е. вечная будущая жизнь. Как и пишет о том, например, святой Иоанн Дамаскин (VIII век):
«Считается семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей. Ибо хотя есть частное скончание – смерть каждого; но и есть общее совершенное скончание, когда будет общее воскресение людей. А осьмый век – будущий».
Святой Василий Великий еще в IV веке писал в своей книге «Беседы на Шестоднев»:
«Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие».
Итак, сначала, созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоносную силу.
Примечание:
Святая Библия начинается словами:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)
«В начале» по-еврейски «берешит» значит «сперва», или «в начале времени», т.к. до этого была только вечность.
«Сотворил» здесь употреблено еврейское слово «бара», означающее сделал из ничего – сотворил;
в отличие от другого еврейского слова «асса», означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала.
Слово «бара» (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении мира:
1) в начале – первый творческий акт,
2) при сотворении «души живой» – первых животных,
3) при сотворении человека.
О небе, в собственном смысле, дальше ничего не говорится, т.к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено, мир духовный, ангельский. Дальше в Библии будет говориться о тверди небесной, названной Богом «небом», как напоминание о высшем духовном небе.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2)
Под «землею» здесь разумеется первоначальное еще неустроенное вещество, из которого Господь Бог в шесть «дней» устроил или образовал потом видимый мир – вселенную. Это неустроенное вещество или хаос называется бездною, как необозримое и ничем не ограниченное пространство, и водою, как водообразное или парообразное вещество.
Тьма была над бездною, т.е. вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.
"И Дух Божий носился над водою":
– здесь начало уже образовательного творчества Божия.
По значению самого выражения:
"носился" (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл:
обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.
В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы:
Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово «Бог» в этом месте поставлено во множественном числе – «Эло-гим», т.е. Боги (ед. число - Элоах или Эл – Бог), а слово «сотворил» – «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Святой Троицы, говоря как бы так:
«в начале сотворил Боги (Три Лица Святой Троицы) небо и землю».
Об этом так же ясно сказано в псалмах:
«Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его – все воинство их» (Пс. 32:6)
Здесь под «Словом» разумеется Бог Сын, под «Господа» – Бог Отец и под «Духом усть Его» – Бог Дух Святый.
Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется «Словом»:
«В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3).
Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира:
« – все Им (Сыном Божиим) и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:16-20).
И сказал Бог:
«Да будет свет!»
И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро. Это и был первый «день» мира.
источник: протоиерей Серафим Слободской (1912–1971) священнослужитель РПЦЗ, настоятель Покровского храма в г. Наяк недалеко от Нью-Йорка, иконописец, известный православный богослов; "Закон Божий".#14декабря #экзегетика #сотворениемира #сотворениенебес #сотворениеземли #сотворениеневидимогомира #сотворениевидимогомира
Нет комментариев