10 сентября. Патрология: Богочеловек.
Иисус Христос по внешнему виду на основании древнейших церковно-исторических и литературных данных.
Лик Богочеловека более, чем какое другое историческое лицо, имел право и основание рассчитывать на художественное воспроизведение и сохранение в христианском обществе. Вся Иудея с Галилеей видела Иисуса Христа, слушала Его речи и легко, конечно, могла удержать в памяти облик своего божественного Учителя. Но Евангелия не говорят нам ни слова о наружном виде Спасителя, не дают даже самого общего представления о чертах и характере Его лица.
Правда, некоторые из исследователей Священного Писания находили указание на красоту внешнего вида Христа в известных словах женщины:
"Блажено чрево, носившее Тя, и сосца, яже ecи ссал" (Лк. 11:27),
но это очень искусственное заключение, да к тому же и оно ничего не дает для наглядного представления лица Христова.
Не сохранилось таких сведений и из первых времен христианства. Церковные источники, говоря о Христе, везде имеют в виду Его нравственную сторону, Его значение, как божественной личности, и, забывая о внешности, видят в Нем выразителя духовных совершенств человеческой природы. Этот идеальный облик рисуют христианам апостолы, мужи апостольские, апологеты и другие древне-христианские писатели. Вот в каком смысле Anостол Павел имел право написать Галатам, что пред глазами их был начертан образ распятого Христа (Гал. 3:1), хотя они Христа воочию не видали.
В области искусства христианского изображение Распятого появилось, уже спустя четыре-пять столетий после этого события, и опоздало сравнительно с изображениями других событий в Его жизни, между тем Anостол Павел употребляет в (Гал. 3) выражение такого рода, что речь идет как будто об изображении кистью на картине или о художественном образе, действующем на зрение:
προεγρα’φη κατ᾿ ᾿jφθαλμυ’ς, – говорит он.
Из этих и подобных источников, раз они богословского характера, разумеется, еще ничего нельзя выводить, ни за, ни против существования изображений Христа в эту пору и решать так или иначе вопрос об их портретности или условности. Решение последнего должно было принадлежать практике и исходило несомненно из той среды или кружка, где. в представлении о наружности Христа руководились не отвлеченными богословскими соображениями, но воспоминаниями о Его лице, преданиями от людей, близких к Нему по времени, где в простоте души хотели иметь изображение Иисуса Христа, как всякому хочется иметь портрет дорогого ему или почему-либо замечательного лица. А сомневаться в существовании с самых первых веков христианства изображений Спасителя нет никаких оснований.
По словам святого Иринея Лионского, гностики, и преимущественно между ними карпократиане, имели у себя частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения (imagines depictas et de reliqua materia fabricatas) и возводили: начало их ко временам Самого Христа, указывая на Его подлинное изображение, исполненное будто бы по приказанию Пилата еще во время земной жизни Спасителя; они украшали их венками, ставили, вместе с изображениями философов:
Пифагора, Платона, Аристотеля и других и оказывали им знаки религиозного почтения, подобно язычникам.
Епифаний Кипрский, заимствуя рассказ у Иринея, поясняет его в том смысле, что одни из изображений у карпократиан были писанные красками (εἰκο’νας εὐζωγραφους χρωμα’των), другие сделаны из золота, серебра и иного вещества (ἐκ χπυσοῦ καὶ ἀργυ’που καὶ λοιπὴς ὑ’λης); что названные еретики совершали перед ними свои таинства и приносили жертвы. Из Сирии и Египта, этих главных центров гностицизма, изделия и частью статуэтки гностиков переходили на запад, и писатель, известный с именем Августина, рассказывает, что некая женщина из секты карпократиан, по имени Маркеллина, прибывшая в Рим, по свидетельству Иринея, при папе Аниките (157–168 г.), поклонялась изображениям Иисуса Христа, Ап. Павла, Гомера и Пифагора.
Лампридий, жизнеописатель Александра Севера (222–235 г.), передает, что в своей домашней божнице этот император вместе с изображениями богов, мифологических лиц: Аполлония и Орфея и своих предков имел еще образы Христа и Авраама, воздавая Им в утренние часы религиозное почитание.
Все это показывает, что существовало народное предание о сохранении настоящего изображения Иисуса Христа, и под этим именем как между христианами, так и между язычниками ходило по рукам в первые века не мало таких изображений:
на них был, по-видимому, большой спрос и соответственно ему значительное приготовление.
Констанция, сестра Константина великого, прося Евсевия, епископа кесарийского, достать ей изображение Христа, руководилась тем же непосредственным желанием, что и другие набожные люди, хотевшие во что бы то ни стало отыскать и иметь у себя подлинный образ Спасителя. Резко осудив вполне естественное желание Констанция, Евсевий, однако же, и в письме к ней, и в своей церковной истории констатирует и существование в тогдашнем языческом быту обычая изображать замечательных в том или ином отношении лиц для домашнего, так сказать, употребления, и нахождение у христиан его времени живописных изображений Апостолов Петра и Павла и Самого Христа.
Другой совершенно вопрос:
насколько вращавшиеся среди еретиков, язычников и православных изображения Иисуса Христа соответствовали действительности и воспроизводили подлинные черты лика Христова? На этот вопрос можно отвечать с полным правом отрицательно и уже с самых первых времен христианства теряется нить, по которой можно было бы дойти до такого подлинного изображения и сказать:
вот этот из сохранившихся образцов есть истинный образ Христов;
в таком-то известии идет речь об изображении, которое имеет за собою все преимущества подлинности.
Вместо таких определенных указаний мы имеем несколько последовательно развивавшихся художественных типов лица Христова и целый ряд исторических свидетельств об отсутствии такого достоверного образа. Дело в том, что уже со второго века, со времен самых близких к преданиям о жизни и деятельности Спасителя, в церковной литературе возник спор о характере лица Христова, – спор, сводившийся к следующему простому вопросу:
каков был Христос по своему внешнему виду – красив или невзрачен?
Трактуя с догматической точки зрения, руководясь отвлеченными богословскими соображениями, последний решали тогда различно. Одни из учителей церкви, исходя из мысли об уничижении, принятом Искупителем, опираясь на слова прор. Исаии:
"Несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умалет паче всех сынов человеческих" (Ис.53:2-3); ср. (Ис. 52:14)
и на основании буквального понимания слов Апостола Павла:
"Себе умалил, зрак раба приим" (Флп. 2:7-8),
высказывали ту мысль, что Ииисус Христос имел не только не представительную, но положительно некрасивую наружность.
Мнение это держалось в течение первых трех-четырех столетий и имело на своей стороне видных представителей богословской мысли того времени. Иустин Мученик в "Разговоре с Трифоном" неоднократно говорит, что Христос благоволил сделаться человеком без вида и славы, являлся, по словам Писаний, без красоты и, когда приходил на Иордан, «был принимаем за плотника».
Сказав о божественном происхождении Спасителя, Ириней замечает, что Он был некрасив, подвержен страданию (indecorus et passiblis) и презираем в народе.
«Если плоть есть нечто рабское, как свидетельствует о сем св. Павел, то кто станет украшать рабыню подобно продавцу невольников? – спрашивает Климент Александрийский. – А что сам Господь имел вид вовсе не прекрасный, говорит о том Дух Святой устами пророка Исаии».
Господь же «принял на себя тело невзрачное и презренное – по словам Климента Александрийского, – потому, что опасался, как бы красота Его внешнего вида не отвлекла внимания слушателей от Его учения;
истинная красота Сына Божия заключалась, – по нему, – не в красивой плоти, представляющейся глазам, а в Его душе и духовных совершенствах.
В том же смысле выражался и Тертуллиан, а Кирилл Александрийский уже ушел до крайности и утверждал, что Сын Божий принял образ самого некрасивого из людей. Что такое мнение, несмотря на свою парадоксальность, было довольно распространенно, это можно видеть отчасти из того, что Цельс в своих упреках христианству не затруднился высказать, как общепризнанное положение, что Христос имел наружность невзрачную. Указывая на несоответствие между Его нравственными достоинствами, о которых говорят Его последователи, и физическими несовершенствами, в которых они также соглашаются, Цельс замечает:
«Если во Христе обитал Дух Божественный, то он должен был бы превосходить наружностью всех прочих людей, но вы сами сознаетесь, что Он был малоросл и некрасив лицом».
Другие Отцы и учители церкви:
Григорий Нисский, Августин, Амвросий Медиоланский, не разделявшие такого узко-буквального понимания пророческих и апостольского выражений об уничижении Христа, держались противоположного взгляда и считали Богочеловека представителем совершенной красоты.
«Если бы Он не имел в лице и во взоре чего-то небесного, – писал блаженный Иероним, – Апостолы никогда не последовали бы за Ним тотчас».
И в другом месте:
«Поистине сияние и величие сокровенного Божества, которые отражались и в Его человеческом лице, могли привлекать их к нему при первом взгляде на Него».
«Не только тогда, когда творил чудеса, Он был достоин удивления, – пишет о Христе Иоанн Златоуст, – но и когда только видели Его, Он был исполнен великой благодати. Возвещая это, пророк воспевает: красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3). Если же Исаия говорит о Христе: не имяше вида, ни доброты, то он имел при этом в виду то, что совершилось во время Его страдания, то поношение, которое понес Он, вися на кресте, то уничижение, какое терпел повсюду во всю Его жизнь».
При большей строгости догматических понятий о лице Христа и постепенном их уяснении эти два различные до противоположности мнения о наружности Его получили несколько иную постановку и примкнули к учению о двояком состоянии Спасителя:
состоянии уничижения и состоянии прославления Его.
Ориген высказал о внешнем виде Христа очень оригинальный и вместе как бы примирявший прежние противоречия взгляд, будто превосходство тела Христова, – по сравнению с телами других людей, – состояло в том, что Он всем, взиравшим на Него, являлся так, как того требовало внутреннее состояние и благо каждого. И не должно удивляться, если материя, изменчивая и непостоянная по своей природе, принимала такие формы и свойства по воле Творца, что можно было сказать о Христе: Он не имеет ни вида, ни доброты, а иногда становилась славною, столь поразительною и удивления достойною, что три Апостола, бывшие на горе с Иисусом, падали на лица свои от Его величия и красоты.
В приложении к изображениям Иисуса Христа рассуждения Оригена, как и все вышеизложенные речи писателей церковных, будут значить то, что эти изображения не пользовались у последних большою верой, не имели в их глазах силы какого-либо авторизованного образца и были различны. Разнообразие зависело от того, как относился к делу тот или другой художник, какую задачу он себе ставил и в каком состоянии или в какой момент хотел он изобразить Христа. Тут открывалось широкое место субъективности, и блаженный Августин ясно дает понять, что в его время не существовало прочно установившегося иконографического типа Спасителя, и всякий изображал Его по-своему, руководясь при этом личными соображениями.
«Лицо воплотившегося Господа, которое во всяком разе (– каково бы оно ни было –) было одно, различно изображается по различию бесчисленных форм понимания».
Подобную же мысль, много спустя, выражали, по свидетельству патр. Фотия, и иконоборцы защитникам иконопочитания, с упреком спрашивая их:
«Какой из образов Христа истинный: тот ли, что у римлян, эллинов, египтян, или который пишут индейцы? Все они не похожи друг на друга».
Чем объяснить отсутствие или же весьма раннее исчезновение подлинного образа Христова? Как могло случиться, что первенствующие христиане не приложили стараний с помощью искусства закрепить и сохранить в памяти потомства дорогие черты своего Учителя, а ближайшие к эпохе Христовой лица так скоро позабыли внешний вид Его? То и другое могло зависеть от многих причин. Отметим из них те, которые представляются наиболее вероятными, объяснив при этом, в каком смысле нужно понимать дело, когда идет речь об исчезновении подлинного изображения Иисуса Христа, о забвении Его наружности.
Нет комментариев