✔Догматическое богословие: образ и подобие Божие в человеке
✔1. Самое важное преимущество в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его своим образом и подобием. И сказал Бог, повествует священный Бытописатель:
"сотворим человека по образу Нашему, и по подобию... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:26-27); срав. (Быт. 5:1).
Об этом преимуществе свидетельствует потом сам Бог, говоря Ною:
"кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека:
ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:6).
И в Новом Завете свидетельствует апостол Иаков, замечая о нашем языке:
"Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак. 3:9).
Действительность образа Божия в человеке всегда признавали святая Церковь, последуя столь ясному учению Священного Писания. В некоторой степени истина эта известна была даже язычникам.
✔2. В чем же состоит в нас образ Божий?
“Церковное учение, отвечает святой Епифаний, верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу, не определяет”.
Потому что сами Отцы и учители Церкви решали предложенный вопрос неодинаково, хотя мысли их и не исключают одна другой, касаясь только разных сторон предмета. Напротив, если снести эти мысли вместе и расположить при свете правильного понятия о Боге, нашем прообразе, то со всей полнотой определится, что такое в нас образ Божий.
а) Бог, по природе своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Итак, образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе: мысль, которую старались раскрывать Климент Александрийский, Ориген, и потом против анфропоморфитов Епифаний, Евсевий, Григорий Нисский, Амвросий, Августин, Феодорит и другие.
б) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, – ум, свободу, и по самой природе своей бессмертен:
потому, в частности, можно полагать образ Божий, вместе с одними учителями Церкви, в уме человека (Климент Александрийский, Августин); вместе с другими – в его свободной воле (Тертуллиан, Иероним, Иоанн Дамаскин);
вместе с третьими – в неразрушимости его души и бессмертии (Тертуллиан, Августин).
в) Бог, чистейший Дух, есть един по существу, но троичен в Лицах;
и в этом отношении некоторый слабый образ Божий можем находить, вслед за учителями Церкви, в единичности нашей души при тройственности ее существенных сил, как бы кто ни называл их, памятью ли, разумом и волей, или умом, словом и духом, или умом, волей и чувством.
“Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, – говорит, например, святой Амвросий, – но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица:
так точно душа – ум, душа – воля, душа – память;
но не три души в одном теле, а одна душа, имеющая три силы (dignitates), и в этих-то трех силах наш внутренний человек по природе своей удивительно отражает образ Божий”.
“Яко же Бог в трех лицах, – рассуждает святой Димитрий Ростовский, – так и душа человеческая в трех силах – ума, слова и духа.
И яко же слово от ума, и яко дух от ума:
тако Сын и Дух Святой от Отца.
Яко ум без слова и духа быть не может, так Отец без Сына и Духа Святого не был никогда и быть не может.
И яко же ум, слово и дух три силы душевные разные, а едина душа, не три души, так Отец, Сын и Святой Дух – три Лица Божия, а не три Бога, но един Бог”.
г) Бог по отношению ко всем другим существам есть их Господь, Царь и Владыка;
в этом смысле, вместе со святыми Иоанном Златоустом, Григорием Нисским и другими, можно полагать образ Божий в даровании человеку, при творении, царственной власти и владычества над всеми земнородными, – тем более, что такая мысль согласна с ходом слов самого Создателя, который лишь только изрек:
"сотворим человека по образу нашему и подобию", непосредственно присовокупил:
"и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земле" (Быт. 1:26).
Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в ее разуме, в ее свободе, которые одни дают нам полное преимущество пред всеми животными неразумными. А в подобном смысле, по примеру некоторых учителей Церкви, отражение образа Божия можно находить даже в человеческом теле, потому что в его благороднейшем устройстве и величественном виде, обращенном горé, очень ясно выражаются и свойства души разумно-свободной и царственное достоинство человека в кругу всех земнородных.
Следовательно, можно сказать, что не в какой-либо части, или силе, или способности, но во всем человеке, более или менее, отражается образ Божий.
✔3. Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке или нет?
Наибольшая часть Отцов и учителей Церкви отвечали, что есть, и говорили, что:
- образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе;
- а подобие:
– в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком (Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Ориген, Климент Александрийский),
в частности:
– в совершенстве его разума (Тертуллиан, Августин, Амвросий Медиоланский) и свободной воли (Тертуллиан, Иероним), или того и другого вместе (Григорий Нисский),
- в добродетели и святости (Петр Хрисолог, Ориген, Климент Александрийский),
- в стяжании даров Святого Духа (Кирилл Александрийский).
Следовательно,
- образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием,
- а подобие должны приобретать сами, получив к тому от Бога только возможность.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев