НА МАЛОЛЕТСТВО
В годы войны мы, больная мама и трое ребятишек, жили в посёлке Урульга Читинской области. Отца арестовали ещё в тридцать седьмом году по статье 37 УК, как врага народа. Подумать только: враг целого народа. До ареста он работал счетоводом в местном колхозе.
Помню, пришла по домашним делам к нам соседка. Увидев меня, спросила у мамы: «Девчонка-то чо плачет?»
- Учиться ей надо! В школу хочет! А жить-то как? Пусть идёт в совхоз, - ответила мама.
Пришлось идти. Подростки 13-14 лет работали в бригадах вместе со взрослыми женщинами, и спрос с нас был без скидки на малолетство. Каждой бригаде, звену определяли норму выработки (столько-то сделать за рабочий день), и не выполнить эту норму было категорически нельзя: всем трудно - война.
Весной в больших полутёмных холодных овощехранилищах вместе со взрослыми перебирали картофель, выбрасывая загнившие. От восьмичасового сидения уставали спины, мерзли руки, от холодных картошек сводило и руки, и ноги.
Поставили меня работать водовозом на молодом бычке. Начерпаю полную бочку воды, надо выезжать, а он стоит в воде и ни с места. Позову мальчишек, работающих неподалёку, выгонят из озера, идёт. Иногда работали мирно, без помощи мальчишек.
Назначили работать прицепщиком. Это плуг с несколькими лемехами, прицепленный к трактору. Когда начинается или кончается полоса поля, надо своевременно поднимать-опускать лемеха. Ох, и получала я матов от тракториста, когда опаздывала поднимать-опускать эти лемеха.
Работала грузчиком. Грузили с подругами овощи, картофель в машины, которые потом отправлялись в Читу. Мама печалилась: «Надорвёшься с этими мешками».
Картофель убирали так. Вспаханные полосы с картофелем были бесконечны. И мы не разгибаясь собирали картошку в ведра и складывали в кучи. Вечером трактористы увозили в овощехранилища. Не дай бог оставить на борозде незамеченную картошку, ругани не оберёшься…
Рабочим было положено 600 граммов хлеба на день, неработающим (иждивенцам - детям, старикам) установлена была норма 170 граммов на день. Хлеб покупали по карточкам, где были указаны год, месяц, день, количество граммов. При покупке продавец отрезал и забирал каждый указанный день. Видать, для отчета. В обеденный перерыв рабочих кормили. Наливали по тарелке супа (в нём картошка, капуста, соль, вода). Остряки (работали с нами и взрослые, освобождённые от службы в армии) называли этот суп «трататуй», но всё же еда.
Нелегкая жизнь во время вой-ны для всех. Но ещё тяжелее было женщинам. Уставали физически, их ещё мучили заботы об оставленных дома полуголодных детях, страдали о мужьях, братьях - фронтовиках. Многие из них получили похоронки - извещения о погибших на фронте мужьях.
Через четыре долгих тяжелых года пришло радостное известие: Победа! Ещё хватало трудностей в жизни и после войны, но было главное - Победа! Приехала сестра из Иркутской области. Теперь можно было подумать об учёбе. С работы уволилась, стала учиться: год в школе, потом педучилище в г.Сретенске, начала работать и заочно учиться в Читинском пединституте. Проработала 40 лет в школах Читинской области и несколько лет в Георгиевской школе учительницей русского языка.
Сейчас живу в селе Георгиевское с сыном и невесткой. Внуков двое: один живёт с семьей и работает в Чите, внучка - в Улан-Удэ. Растёт в Чите правнучка, милая забавная девочка.
А.В.ПАВЛОВА, ветеран
Великой Отечественной войны, (с.Георгиевское).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1