1899 году поехали три хасуртайских молодца Кондрат Кожевников, Андрон Кожевников и Тарас Серпионов в соседнее село Унэгэтэй искать себе жен. И привезли: Тарас — Улиту, Андрон — Анисью, Кондрат — Марью Семеновну Козлову. Марья была красавица, с большими кудрявыми косами, которые так жалко было прятать под бабью кичку. Но делать нечего, таков был обычай предков, благословив, повязали молодухе навсегда бабий головной убор. Выстроил Кондрат Савельевич себе большой пятистенный дом, отделился от отца, и пошли у них дети один за другим. Вырастили и воспитали супруги Кожевниковы 9 детей — 4 дочерей и 5 сыновей.
Кондрат Савельевич служил в часовне уставщиком, был грамотным и уважаемым человеком. Старался и своих сыновей научить уму разуму, воспитывал в трудолюбии, честности и справедливости, приобщал к вере в Бога. Но веянья новой власти потянули его сыновей в иное, советское русло.
Ефрем и Иван одними из первых вступили в комсомол, а затем подали заявление и в партию. Ефрем «дерзнул против воли отца», женился на несемейской, уроженке села Верхние Тальцы Антониде Игнатьевне Павловой. 30 июля 1936 года у них родилась чудесная девочка Альбина.
Иван, став членом партии, вступил в коммуну. Работая на должности председателя сельпо, при подвозке груза для магазина на колхозном грузовике простыл, заболел и в декабре 1940 года умер. Его супруга Арина Архиповна осталась вдовой в положении дочерью Галиной.
Яков женился, отделился и сразу вступил в колхоз. Указы отца, с его выдержками Святого писания, были для него ничем.
Младший красавец Карпуха тянулся к знаниям, хорошо учился в школе, окончил Хасуртайскую семилетку. В 1930-х годах, до службы в армии, работал бухгалтером в колхозе. 13 сентября 1940 года Карпа забрали служить на действительную. Осенним ранним утром собрались они, три молодых одногодка-призывника, во дворе Кондрата Савельевича: Иван Солдатов, Филипп Кожевников и Карпуха — Карп Кожевников. Долго сидели на крыльце, ожидали попутную колхозную грузовую машину, которая везла овечью шерсть на сдачу государству в аймачный центр. Шутили, вспоминали, мечтали о том, как вернутся из армии и начнут новую жизнь. Не знал Карп Кондратьевич, что в родное гнездо он больше не вернётся.
Старшую дочь Татьяну отдали замуж далеко — в Нижние Тальцы за отчаянного увертливого Иосифа Сафронова. Там родилась дочка Екатерина.
Младшие дочери Кондрата — Анастасия, Агафья, Ульяна работали в колхозе доярками.
После закрытия часовни и притеснения за религиозные обряды, прикрыл дед Кондрат свою активную деятельность уставщика, тихо молился и читал старинные книги у себя на дому. Учитывая преклонный возраст, по мере своих сил помогал колхозу в сенокосе или хлебоуборке, проявляя при этом инициативу и деловую хватку. В годы репрессий был арестован и, согласно архивным документам КГБ Республики Бурятия, 10 ноября 1937 года К. С. Кожевников особой тройкой НКВД по ст.ст.58–10, 58–7 приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.
После ареста деда Кондрата на семью Кожевниковых начались нападки и гонения со стороны руководства колхоза, сельсовета и односельчан. Сыновей Ефрема, Никифора и Карпа исключили из рядов партии, приказывали отказаться от матери и порвать навсегда с ней родственную связь. Старшие Яков и Иван боялись даже общаться с родственниками в открытую днем, у всех на глазах. Они тайно, ночью, приходили в родительский дом, не зажигая лампы, в потёмках общались с родными. Младшую дочь Агафью несколько раз исключали из колхоза, а потом вновь принимали. Было так, что в контору вызовут и скажут, что исключена, и в Хоринск отправят. Приедет Агафья в райцентр, а там ей говорят: «Ладно — работай». Через некоторое время всё это опять повторялось. Сын Никифор, не в состоянии выслушивать незаслуженные обвинения и оскорбления, вынужден был уехать в Иркутск.
Плохо ли, хорошо ли жили, но впереди ждало самое тяжелое испытание для семьи, для всей страны — началась война.
Карп уже служил в Красной Армии, в 1941 году был переброшен на Западный фронт в действующую армию. В сентябре 1944 года командиру отделения 3 эскадрона 28 гвардейского кавалерийского Дубненского дважды Краснознаменного полка 2-го Белорусского фронта гвардии старшему сержанту Карпу Кондратьевичу Кожевникову за участие в разгроме немецких фашистов под Сталинградом, Городком Витебской области и в Западной Белоруссии, вручили медаль «За отвагу». В операции с 23 июня по 15 июля 1944 года он со своим отделением взял в плен 15 немецких солдат. Отважный молодой боец был три раза ранен, после одного ранения находился на излечении в госпитале г. Москвы. 31 января 1945 года, за три месяца до конца войны, Карп Кондратьевич был убит в бою и похоронен, согласно именному списку безвозвратных потерь, возле села Розенау в Восточной Пруссии.
О судьбе другого брата, Ефрема Кондратьевича, 1908 года рождения, до сих пор ничего неизвестно. Он был призван на фронт Улан-Удэнским горвоенкоматом в 1941 году, его семье пришло извещение, что сержант Е. К. Кожевников пропал без вести в 1942 году. Его жена Антонида Игнатьевна Павлова-Кожевникова всю жизнь проработала учителем. Их дочь Альбина Ефремовна Кожевникова-Подопригора после окончания школы и училища, работала техником на Улан-Удэнском авиационном заводе. В 1958 году уехала на Сахалин и жила в городе Оха.
Из Иркутской области был призван в октябре 1941 года Никифор Кондратьевич, 1919 года рождения, он служил разведчиком. Документы, размещенные на сайте Минобороны «Память народа», позволяют отчасти проследить его трудную военную судьбу. В декабре месяце он уже воевал на Западном фронте, а в конце 1942 года попал в плен. Об этом мы узнали из именного списка военнослужащих, находившихся в плену, составленного Управлением тыла 31 армии в сентябре 1944 года. Но есть еще один документ, составленный чуть раньше, где отмечено, что в августе 1944 года он прошел 35-й армейский сборно-пересыльный пункт спецконтингента 50 армии, из него мы узнали, что служил он в 21 кавполку, а затем в 152 партизанском полку. На основании этого можно предположить, как одну из версий, что он попал в плен в декабре 1942 года и затем оказался в партизанском отряде. Из плена был освобожден, а возможно, соединился с частями Красной Армии в составе партизанского отряда 15 июня 1944 года, затем был мобилизован и отправлен в войска для прохождения дальнейшей службы. Воевал так, что уже 6 июля 1944 года разведчик взвода пешей разведки Н. К. Кожевников приказом по 88-й стрелковой Витебской Краснознаменной дивизии был награжден орденом «Слава III степени». Вот изложение его подвига: «В боях за прорыв сильно укрепленной оборонительной полосы противника т. Кожевников, действуя в штурмовой группе, первым ворвался в транщеи 3-й линии. Уничтожил 1 ДЗОТ, убил 10 немцев, одного снайпера». В ноябре 1944 года ему вручен орден Красной Звезды за уничтожение пулеметного расчета врага и за взятие «языка» в составе группы захвата в ночном поиске. Боевой путь разведчика прервался 7 марта 1945 года в Восточной Пруссии, в Кенигсбергском округе. Получив осколочное ранение, он умер в 288-м отдельном медико-санитарном батальоне. И так сложилось, что после войны при перезахоронении воинов Красной Армии останки двух братьев Карпа и Никифора легли в одну братскую могилу, которая теперь находится на территории Польши, в пяти километрах от границы с Россией. Той самой Польши, которая сегодня сносит памятники и могилы советских воинов-освободителей.
В память о братьях, погибших под Кенигсбергом, их сестра Анастасия передала принадлежавшие их матери Марии Семеновне семейский костюм и янтарные бусы в Калининградский Музей янтаря, где они сейчас и находятся.
Самый старший сын Яков также отважно сражался на полях войны, из четырех братьев он один остался в живых. Прошел пекло войны, вернулся раненым домой, и всю жизнь проработал в сельском хозяйстве. Умер в преклонном возрасте в 1980 году. Жена его — Васса Минаевна Кожевникова, в их семье было двое детей — Кирилл и Антонида. Сейчас проживают в Хасурте дочь Антонида, внук Василий и внучка Анастасия, в Ангарске живет внук Дмитрий, а в Улан-Удэ — внук Александр.
Мать Марья Семеновна, несмотря на пережитое горе и трудную судьбу, прожила до 70 лет и умерла 6 июня 1950 года. В родовом гнезде, старинном пятистенном доме, с тремя пятиконечными звёздами на воротах (в знак трёх погибших братьев), осталась жить самая младшая из Кожевниковых — Агафья Кондратьевна. Трепетно берегла она память о своем отце, матери, братьях. Хранила многочисленные семейные фотографии, фронтовые письма-треугольники братьев. После её смерти, в декабре 1978 года, дом был продан. Затерялся и семейный архив с фотографиями и письмами. Так закончилось повествование большой крестьянской семьи, на долю которой выпали все тяготы и испытания того времени. Свидетелем этих событий долгое время, до 2014 года, была — внучка Катя, Екатерина Кондратьевна Казазаева (Кожевникова). Ее муж, Казазаев Сергей Сазонович, работал в сов-
хозе «Хасуртайский» скотником, чабаном. В их семье родилось четверо сыновей, сейчас в Хасурте живут ее сыновья Илья Сергеевич Казазаев и Василий Сергеевич Казазаев.
Здесь же в Хасурте живут и наследники сестры Ульяны, ее внук Виктор Емельянович Мартынов с женой и правнуками. У сестры Анастасии сейчас дочь Алла живет в Улан-Удэ, а дочь Антонида — в Тэгде, в Хасурте живет ее внучка Людмила Владимировна Бурдуковская. У сестры Агафьи внучка Юлия Голикова живет в Улан-Удэ.
Статья написана и доработана по материалам книги «Вглубь уходящие корни» (автор Иванов В. Ф.). Редакция благодарит И. С. Казазаева за предоставленные дополнительно материалы.
Семен СТЕПАНОВ.
Ефрем Кожевников пропал без вести в 1942 году
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4