В 2022 году, когда началась СВО, многие мирнинцы первое время не понимали или даже отказывались понимать, что происходит. У некоторых состояние шока проходило очень долго. Первыми в себя пришли люди дела – волонтеры. Они начали собирать гуманитарную помощь, даже не зная, как доставят ее до места назначения. Сейчас этот процесс уже налажен, а тогда никто не знал, что делать. Но всё равно делали…
В сентябре 2022 года многих мирнинцев встряхнула частичная мобилизация. Горожане проводили на фронт отцов, сыновей, братьев, мужей, друзей, и СВО стала для них личным делом.
Тенгиз Кокоев – один из тех, кто помогает бойцам-якутянам почти с первых дней СВО. Сначала помогал через волонтеров, а потом решил, что может делать это и сам.
«Я сказал сыновьям и племянникам: «Неужели мы не можем делать это сами?» Я приехал домой в Осетию, мы загрузили полную машину и отправились в путь. Я тогда даже не знал, куда ехать. Решил, куда приедем, там и разгрузимся. Какая разница, где разгружаться. Хотя бы по одному-два бойца из Мирнинского района найдется в каждой точке», – говорит Тенгиз Константинович.
Отчасти примером для Тенгиза Константиновича стал его близкий друг Шамиль Джамалутдинов. «Он раньше тоже жил и работал в Мирном, – рассказывает Тенгиз Константинович. – Занимается волонтерством. Республика Дагестан очень активно к этому подошла. Волонтеры собирают груз со всей республики, а Шамиль его сопровождает. Собранные продукты и вещи раздают жителям Луганска и Донецка. Когда я это услышал, то подумал: «А я что делаю?»
Тогда-то Тенгиз Константинович и начал загружать свою первую гуманитарную фуру. К вопросу подошел основательно, по-хозяйски: заполнил машину до отказа, но так, чтобы могла проехать по дорогам. Вышло 20 тонн. В них вошли вода, продукты, генераторы и многое другое.
В пути Кокоев, который сопровождал груз, узнал, что у мирнинских бойцов как раз находится мирнинский депутат Николай Ноттосов. Он попросил Николая Макаровича дождаться его. Тогда Тенгиз Константинович познакомился с бойцами из Мирнинского района. Теперь, когда пошел уже третий год этих поездок, Тенгиз Константинович хорошо знает и путь, и всех бойцов. А бойцы знают и ждут его.
Вскоре после первой поездки Кокоев узнал, что бойцам из Мирнинского района нужна питьевая вода. Тенгиз Константинович говорит: «Там, где они находятся, вода плохая. Норма питьевой воды на день: зимой – литр, летом – полтора литра. А хочется не только попить, но и приготовить что-то, чай заварить. Да и в госпиталях вода нужна».
Кокоев вновь загрузил фуру. Не только питьевой водой, но и продуктами, нужными вещами. Машину вновь заполнил до отказа. За три года Тенгиз Кокоев отвез бойцам-якутянам больше 200 тонн груза.
«Недавно был наш 12-й рейс, – продолжает он. – Мы ездим туда на праздники: Новый год, 23 февраля и 9 Мая. И еще обязательно делаем два рейса летом, в жаркие месяцы, когда ребятам нужно больше воды».
Всё это делается на личные средства Тенгиза Константиновича, его сыновей и племянников. Тенгиз Константинович всегда сопровождает груз. Для этого он перед каждым рейсом прилетает из Якутии в Осетию, откуда и выезжает фура. Грузовую машину Кокоев берет в аренду. Водитель всегда один и тот же.
«Артур уже знает, куда ехать, нам с ним очень удобно сотрудничать, – делится Тенгиз Константинович. – Так как рейсы гуманитарные, а не коммерческие, Артур со временем сделал нам ощутимую скидку, за что ему большое спасибо.
Мы загружаем его, отправляем и сами выезжаем следом. Приезжаем на место, обзваниваем мирнинских ребят, они приезжают, загружаются и разъезжаются по своим точкам. Если кто-то не может приехать, мы нанимаем там грузовичок поменьше и на нем всё им развозим».
В то, что Тенгиз Константинович уже отвез бойцам из Мирнинского района, входят не только вода и продукты, но и запчасти, резина на УАЗ, дроны, квадроциклы и даже машина.
«Мы всегда привозим бойцам много осетинских пирогов, – говорит Кокоев. – Ребята пирогам очень радуются. Они сытные, вкусные и, главное, – уже готовые, разогрел и можно кушать. Стараемся каждый раз привозить какие-нибудь фрукты, потому что ребятам нужны витамины».
Знакомые Тенгиза Константиновича, которые знают о его гуманитарных рейсах, тоже регулярно изъявляют желание вложить в это доброе дело свои средства. В недавний рейс бщий вклад знакомых Кокоева составил 450 тысяч.
«Ко мне подошла знакомая, дала 25 тысяч и попросила передать на них ребятам от ее имени конфеты, – рассказывает Тенгиз Константинович. – Я не могу разделить груз на то, что от меня, а что не от меня. Но я потом каждому, кто давал деньги, присылаю отчет по всем расходам и говорю человеку, что его деньги тоже там. И неважно, сколько человек дал – я отчитываюсь перед каждым, кто дал хоть сколько-то. Одни из тех, кто помогают часто: Слава Лысько, Слава Галяпин, Салим и Андрей Ямбогло. Если бойцы что-то просят, а я понимаю, что у меня уже не хватает на это денег, то обращаюсь к волонтерам».
Приезжая к нашим бойцам, Тенгиз Константинович, по его словам, всегда снимает перед ними шапку в знак уважения. «Я считаю, что должен им, – говорит Кокоев. – Там, на фронте, сейчас чьи-то дети, братья. Какая разница, мои они или нет. Я не могу делить сыновей на моих и не моих. Я еду к ним как к своим. И меня там принимают как своего. Ребята ко мне уже привыкли, знают, что я приеду».
Сейчас, когда идет СВО, Тенгиз Константинович старается не посещать увеселительные заведения.
«Некрасиво это, – считает он. – Там люди умирают, а здесь как танцевали, так и танцуют, как будто их это не касается. А ведь над нами висит весь Запад. Он жужжит, как улей, и всё это в любой момент может внезапно сорваться на наши головы. Тогда у всех нас будут проблемы».
В одну из поездок Тенгиз Константинович решил заехать к осетинам, в батальон «Алания». «Меня как-то спросили, почему я езжу к якутам, бурятам, а к осетинам не заезжаю, – говорит Кокоев. – Я ответил: «Да потому что я из Якутии, я в ней живу». К тому же Осетия от фронта недалеко. Съездить к осетинам не так сложно. А к якутянам кто приедет?
Но однажды я всё же заехал к осетинам. А у них там пироги, концерт. Для них пел Казан Казиев. Я ему сказал: «Казан, брат, поехали в следующий раз к моим землякам, якутам, им споешь». Он ответил: «Да не вопрос!» И вскоре мы поехали к мирнинским ребятам, поближе к передку. Я сказал Казану: «Спой, даже если там будет всего один человек. Мы всё равно не сможем собрать их всех вместе». Ну там было три человека (улыбается). И Казан спел для них. Благодарю его за это. Ребятам концерт понравился. Казан поет в основном хулиганские песни – для пацанов самое то».
– Тенгиз Константинович, обычно Ваши поездки проходят спокойно, без угрожающих жизни ситуаций?
– Спокойно… А где сейчас вообще спокойно? Туда, где летают дроны, нас не пускают. Раньше мы бывали в 7-10 километрах от передка. Слышали, как там гремит. Сейчас так близко подъезжать уже нельзя.
– Не страшно Вам туда ездить?
– Как ты можешь сказать, что тебе страшно туда ехать, если там такие же люди, как ты, и они там находятся день и ночь? Раньше, когда мы приезжали, они даже шутили, когда говорили о войне. Случаи всякие рассказывали. В этом году уже не шутят. В этом году я слышу от них только одно: «Мы устали воевать». Они не боятся воевать. Они просто устали…
– Чаще всего Вы ездите к бойцам в праздники. А у них там есть праздники?
– Они ждут, что к ним кто-то приедет. Как дети ждут. И дело даже не в праздниках. Им бывает очень приятно просто от того, что о них кто-то думает. Что к ним приехали, пироги им привезли, проявили к ним чуть-чуть внимания. Я не могу сделать для них много. Но что-то могу. Мы стараемся внести немного разнообразия в их жизнь. Навестить, подарки привезти. Показать им, что о них помнят. Им ведь много и не надо. Они там ценят даже самые простые вещи.
Газета «Мирнинский рабочий»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев