Не знаю, все ли это осознали, но ясно, что мы все вошли в какую-то другую цивилизацию за последние годы. Совершенно непонятно, что это такое, но этот мир, в котором мы сейчас оказались, точно не такой, как все предыдущие тысячелетия. Пoтому что, хopoшо, человек двигается на лoшади или на велoсипеде, или на медленно идyщем поезде – это oдна история. А челoвек, который летает в кocмос и за шесть часов перелетает через океан на другoй континент, – другая история. И вoт этот весь виртуальный мир, в кoтором размыты географические границы, – вы нe знаете – человек, с которым вы беседуете по скайпу или он вам пишет, находится в соседней комнате или в Гималаях? Более того, вы даже не знаете — реальный это человек или нет, или это группа людей, ну и так далее. Все как-то разъехалось. Разъехалась география, разъехалось время, разъехалась идентичность людей. И как нам из этого выпутываться – тоже непонятно. Я вообще алармистка, я не паникерша, но oпaсности вижy очень много, в том числе и на этом пути. Мы умом не тронемся от этого мира? Мы вообще это можем переварить, вот эти антропологические изменения, которые в мире произошли? Ясно, что дети, которые вырастают, – это совсем другие дети, потому что они в другом совсем мире живут. Доступность информации огромная. Что с этой информацией делать? Я помню, когда я писала кандидатскую диссертацию, был вопрос – где взять литературу? Сейчас вопрос – как от нее избавиться, куда ее деть, эту информацию? Каждый день приходят десятки статей, даже если взять (я во многих областях работаю одновременно), но, если взять любую из этих областей, то по каждой из них каждый день выходят десятки статей. Я не беру плохие статьи, даже хороших выходят десятки, научных. Значит, их не только нельзя обдумать, их даже нельзя прочесть. Получается парадоксальная ситуация, что информация что есть, что нет. То есть она есть, а что с ней делать? Ты просто не можешь, иначе ты будешь только читать. В общем, какая-то беда. Как с этим быть, непонятно. Также непонятно, как организовывать образование в таком случае? Я, как маньячка, все время говорю, что мы же не можем держать детей в школе по 16 лет, чтобы все это пройти. С другой стороны, мы не можем делать вид, что все закончилось на Ньютоне, правильно, потому что после Ньютона много чего произошло. Значит, если мы скрываем информацию, потому что мы ее не успеваем сказать детям, значит, мы их обманываем. Как научить правильно классифицировать и упаковывать информацию? Вот в этом смысле компьютер – хороший пример… У меня папочка есть, называется на одном компьютере «Другое», а на другом – «Ада». Эти папки можно спокойно стереть, потому что в них гигантское количество свалки лежит. Она что есть, что нет, ее все равно разобрать нельзя. То есть это я сама с собой играю в игру, как будто я сохранила, а найти-то не могу все равно. Вот в голове-то у нас то же самое происходит. Как это найти? Вот я хочу, чтобы всем было понятно – мозг запоминает все, мимо чего он прошел, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг не решето, ничего не высыпается из него. Поэтому не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми – это все там и осталось, весь этот яд там лежит. Вы о нем не знаете до поры до времени, во-первых. Во-вторых, мозгу глубоко наплевать на то, знаете ли вы про это или нет, потому что он своей жизнью живет, что хочет, то там и делает. Есть еще вот такая прелестная вещь, о которой, кстати говоря, всем не вредно бы знать, – у нас есть в мозгу так называемые «Зеркальные системы». Это системы, которые открыл Джакомо Резолатти, замечательный ученый. Они представляют собой вот что: они включаются не тогда, когда вы сами что-то делаете, а когда вы наблюдаете за тем, как это делает Другой. Слово «Другой» с большой буквы. Вообще, любой Другой. Это основа для коммуникации, основа для любого обучения. Потому что люди, у которых диагноз «Аутизм» или «Шизофрения» – у них поломаны эти системы. Они живут в своем собственном мире, совершенно не имея никакой возможности из него выйти и посмотреть на ситуацию другими глазами. Когда говорят, да зачем ребенка учить писать, в прямом смысле писать, а не на компьютере набивать. Зачем? Он там все исправит, ни почерк, ничего не нужно. Это очень плохая мысль – вот я с другого конца начну. В Древнем Китае люди, которые претендовали на то, чтобы занять положение высокого государственного чиновника, должны были сдавать два экзамена. Никогда не догадаетесь, что за экзамены. Первый – каллиграфия, и не потому что он сам писал, там было сколько хочешь народу, которые вместо него будут писать, он должен уметь. Это первый экзамен, а второй экзамен тоже вам понравится – стихосложение. Это одни и те же зоны в мозгу. Мудрая цивилизация! Потому что они понимали, что это другой тип сознания, другой тип умений. Компьютер стихи не пишет, то есть «Розы-мимозы» он напишет, но если Бродского — не напишет, потому что это другой тип ментальности, очень важный. Не потому что это искусство, а потому что это другой тип, который никто на планете не умеет, кроме нас. Я всегда привожу примеры из личной жизни. У меня была бабушка, которая не дожила до ста лет три месяца, к сожалению. Была умней меня в восемьсот раз. И стала она в этом возрасте не слышать, что в телевизоре – она очень умная была – она мне говорила: «А что, собственно, там смотреть? Там идет сплошная реклама, изредка перемежающаяся сюжетами, за которыми я не успеваю следить – и я не разбираю, что там говорят». И я сапожник без сапог в чистом виде: я думала: ну ухо, слух. Я из Америки, еще не было здесь ничего, привезла аппаратик, который не видно было. Она все равно: «Да громко, только все равно я ничего не понимаю». Даже это на меня не повлияло, хотя это мои профессиональные знания. Я должна была это знать. Ухо-то здесь причем? Чем больше я ей добавляю децибелов, тем хуже делаю. Это не ухо, это мозг перестал расшифровывать. Ей лезет децибелов сколько надо. Она не не слышит звук, а не идентифицирует этот звук, это совершенно другая вещь. Стратегия учения. Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой во владении каким-то материалом, который вы должны выучить, а помощью. Когда говорят: «ты отвлекаешься, поэтому не можешь выучить ничего» – отвлекается, и слава богу! Самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это быстро что-то выучить и лечь спать. Потому что перевод того, что к нам в мозг попало в нужный отдел мозга, из которого вы сможете это вынуть, – для того, чтобы вынуть, нужно спать лечь. Это доказанная вещь, я говорю не анекдот, а факт нейронауки. Я сова, если я раньше десяти вечера сяду делать что-нибудь осмысленное, не бумажки перебирать или файлы листать, а думать, мне самой писать надо или еще что-нибудь. Раньше десяти вечера – чистая трата времени, в моем случае. В моем, это не значит во всех. Я знаю людей, которые в пять утра встают и работают как чумовые до восьми утра. Да мне лучше сразу утопиться в речке, я просто не могу этого делать и не смогу никогда – бесполезно. Вот то, что я студентам говорю и вам, извините за такую настырность, лучшее, что мы можем для себя сделать – это с собой познакомиться, как можно раньше. Я какой? Я активный или я люблю сидеть, я люблю быть на сцене и мне нравятся аплодисменты или я люблю сидеть в углу, чтоб у меня настольная лампа была, чтоб только никто ко мне не входил? Тогда я должен работать в архиве, что я лезу-то на сцену, устраиваю себе стресс? Я умный или глупый? Ну себе-то можно это сказать? Я красивая или некрасивая? Дальше, кем я хочу быть? Может, я буду красавицей и умницей, и все. Хочу быть женой, хочу рожать восемнадцать детей, не хочу учиться в университете… Зато пироги пеку, как никто. Надо решить – моя цель какая? Всем нос утереть – это одна задача. Продвинуться в науке, потому что я хочу, чтобы мне рукоплескали, – это другая задача. Занимаюсь наукой, потому что мне страшно интересно – мой случай. Как только мне перестанет быть интересно, я закончу в первую секунду, я вам клянусь. Автор размышления: Татьяна Черниговская
    5 комментариев
    76 классов
    Если вдруг выключили свет....
    2 комментария
    33 класса
    20 редкиx и умных русских слов, которые могут обогатить ваш словаpный запас: Апoгей - высшая точка чего-либо, кульминация. Веpеница - последовательный ряд, цепочка, например, людей, событий. Катарсис - очищение души через переживание сильных эмоций. Эклектика - соединение различных, часто несовместимых стилей, идей или подходов. Эмпирический - основанный на опыте, наблюдениях, а не на теоретических рассуждениях. Лаконичный - краткий и содержательный в выражении мыслей. Когнитивный - связанный с познанием, мышлением, интеллектуальными процессами. Парадокс — утверждение, противоречащее общепринятым представлениям, но содержащее скрытый смысл. Рекурсия - повторение или самоповторение в структуре или процессе. Дискурс - рассуждение, форма речи, часто связанная с определенной темой или контекстом. Метафизика - философское направление, изучающее сверхчувственные, духовные основы бытия. Катартический — очищающий, дающий облегчение после сильного переживания. Альтруизм - бескорыстная забота о благе других. Анафема - строгое осуждение, проклятие; исключение из религиозного сообщества. Эрудированный - обладающий широкими знаниями в различных областях. Эпигон - подражатель, не создающий ничего оригинального. Инвектива - резкое обличительное высказывание. Энтропия — мера хаоса или беспорядка в системе, как в физике, так и в переносном смысле. Трансцендентный - выходящий за пределы опыта, непостижимый рационально. Эти слова не тoлько украсят вашу речь, но и позволят выразить сложные идeи более точно и изыcканно.
    3 комментария
    33 класса
    Копилка советов ☝️
    6 комментариев
    165 классов
    Никогда я не была симпатичной, Стройной тоже никогда не была, Оттого-то и в моей жизни личной Невеселые творились дела. За подругами бежала удача, А меня как встретит, сразу же прочь, Это счас я, вспоминая, не плачу, А тогда ревела каждую ночь. Перед зеркалом щипала я брови, Удлиняла стрелкой линию глаз. Мое сердце распирали любови, Безответные притом каждый раз. А подруги, собираясь на танцы, Так решали мой вопрос непростой: – Зря ты плачешь! Все ребята – засранцы! А характер у тебя золотой! Про характер-то понятно, конечно, Только толку что-то нет от него. Так проплакала я возраст свой нежный, Ну а дальше было много всего. Все рассказывать – и года не хватит, Да зачем напрасно душу терзать? Только вспомнила я все это кстати, Чтобы вот вам что сейчас рассказать. Как-то раз один мужчина приличный В самолете со мной рядом сидел, И назвал меня такой симпатичной, И загадочно вдруг так поглядел! От смущенья я закашлялась даже, Хорошо, была в стакане вода. И ответила с улыбкой, что раньше Симпатичной не была никогда. И в ответ он улыбнулся мне тоже И сказал, прикрыв газетой кольцо: – Вы – смешная, но с годами, похоже, У вас вышла вся душа на лицо. Тут я вспомнила о муже, о маме И решила, начиная дремать, Что засранцы начинают с годами В этой жизни кое-что понимать! Лариса Рубальская
    11 комментариев
    108 классов
    А вы знали?
    4 комментария
    29 классов
    СНОВА К ВОПРОСУ О КОТАХ 🐈 1. У кота есть права. Их точно больше, чем у тебя. 2. У кота нет обязанностей. Он же кот! 3. Кот есть произведение искусства. Покорми шедевр. 4. Кот есть вечная ценность. Покорми ценность. 5. Кот есть памятник… Что ржешь? И памятник корми! 6. Кот не знает, что это. Но ему надо. 7. Кот все делает лучше тебя. Абсолютно все. Смирись. 8. Кот выглядит лучше тебя. Абсолютно всегда. Даже не пытайся. 9. Кот не боится пылесоса, блендера и соседа с перфоратором. Он просто… просто… Будет он перед тобой отчитываться! Нет, он тут еще посидит. 10. Кот больше не будет. Но если что, он ничего не обещал. 11. Кот должен быть. Что значит где? Везде! 12. Кот лучше. Чем что? Чем все! 13. Кот не раскидал, а прибрался. 14. Кот не сожрал, а прибрался. 15. Кот не спрятал, а прибрался. 16. И что? 17. Если в доме больше одного кота, каждый думает, что он тут один. 18. Если коты что-то не поделили, то виноват ты. Надо было покупать все по два. Да, и диваны тоже. 19. Кот полон сюрпризов. 20. Вот ты их убирать и пойдешь. Татьяна Суслова
    2 комментария
    11 классов
    Японский психотерапевт Ямамото Хашима разработал тест на степень утомляемости: 1. Картинка не двигается - человек стабилен. 2. Движение средне - психоэмоциональное истощение, желателен санаторно-курортный отдых. 3. Движется активно - имеются опасные признаки психоза, неврастении и депрессии.
    3 комментария
    56 классов
    Почему люди к старости остаются одни: цитата Алисы Фрейндлих. 84-летняя Валя осталась совсем одна. Она так считала. У нее было много родственников - и дочери, и затья, и внучки. Но все ее бросили. Она им все силы отдала. И не только силы. Выкормила, выучила, устроила на работу, купила жилье. И вот такая благодарность в ответ... Пока энергии хватало, ходила к ним домой, готовила, убирала. Но теперь голова кружится и давление. А к ней никто не приходит. Почему? Я как-то читала большую статью, написанную психологом, посвященную пожилым людям, которые считают себя брошенными. Они водили за ручку и из ложки кормили, ночами не спали деньги последние отдавали. А теперь дети и внуки обходятся без них. Психолог писал о том, что любовь никуда не пропала, а тому факту, что дети и внуки прекрасно живут без помощи - радоваться надо. Вы вырастили самостоятельных людей. Любишь бабушку? Люблю. А почему от нее тебе ничего не нужно? Потому что я теперь все сам. Пожилым кажется, что от них отвернулись, от них изолировались. Но это не так. Мой 55-летний друг остро переживал момент, когда три дочери отдалились и перестали звонить. Но, вспоминая себя в их годы, понимал, что сам точно так же вел себя по отношению к родителям. Любил всем сердцем, но не звонил и не приезжал. Кружился в вихре дел. Он говорит: Когда сам дожил до 55 лет, стал очень близок со своими родителями. Мы теперь разговариваем на одном языке. Нас теперь сильно объединяет тревога за моих детей, их внуков. И знаешь, какими интересными людьми я нашел своих самых родных людей - родителей?! Живём недалеко, часто проводим вечера вместе. Сколько разных тем мы обсуждаем! И литература и искусство! Как в молодости я их не понимал! Глупец! Но такова жизнь... У поэта Андрея Дементьева есть щемящее душу стихотворение: Не обижайтесь на детей, Что не пришли, не позвонили, Не обижайтесь на детей, Что подарить цветы забыли. У них своя земная жизнь, Такого темпа мы не знали, Их быстроходный поезд мчит В другую жизнь, в другие дали. Умейте отпускать детей, Не прицепляйтесь к их экспрессу, Умейте отпускать детей, У них другие интересы. 88-летняя актриса Алиса Фрейндлих находится в прекрасных отношениях со своими внуками и правнуками. Как ей это удается? Я читала в интервью, что Фрейндлих не требует от внуков общения, понимая, что это - совсем другое поколение, другая волна, другой ритм. Общается она со своими сверстниками, друзьями-коллегами. Вспоминают жизнь, смеются над собой. Откуда же черпать энергию? Алиса Бруновна говорит: "Я убеждена, что ангел-хранитель — это суммированная энергия любви. Людей, которые нас любили" Не все верят в ангелов-хранителей, но многие уверены, что близкие, которые ушли в мир иной, наблюдают сверху за нами и незримо помогают в сложных ситуациях. Вспоминая, что "любили тебя без особых причин, за то, что ты - внук, за то, что ты - сын", проблемы начинают рассеиваться, а уверенность и стабильность возвращаются. Люди, которые пережили страшные потрясения и катаклизмы, говорят, что в трудные минуты вспоминали тех, кто их любил. Алиса Фрейндлих дает совет всем тем, кто чувствует себя одиноким и покинутым: Любовь - единственная сила на земле, которая умножается, когда мы ею делимся. Не надо скупиться на любовь, причем, не только в отношении своих близких - доброе слово остается в сердце, дает человеку веру в себя в собственные силы - говорите людям добрые слова. У нас нынче в моде цинизм и саркастические замечания - но они еще никого не сделали умнее или счастливее, потому что любовь - прерогатива сильных, и я верю в то, что, когда Вы действуете из любви, Вам помогают высшие силы - все удается, а беды обходят стороной. Любите в это непростое время, любите сильнее, чем обычно - жизнь станет лучше, а иммунитет крепче. Сегодня, 8 декабря, выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, певица Алиса Фрейндлих отмечает своё 91-летие!
    12 комментариев
    90 классов
    Немного юмора😀😀😀
    23 комментария
    322 класса
Фильтр
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё