В этот день мы склоняем головы в память о Елизавете Ивановне Чайкиной, Герое Советского Союза, чье имя стало синонимом несгибаемой русской воли и безграничного мужества.
Ранним ноябрьским утром 1941-го воздух, казалось, застыл от мороза. Тишина висела над оккупированным посёлком Пено, прерываемая лишь одиночными выстрелами вдалеке. По пустынным улицам группа немецких солдат конвоировала хрупкую девушку. Её звали Лиза Чайкина. Ей было всего двадцать три...
А ведь совсем недавно она читала стихи соседским детям и мечтала о мирном небе над головой! Как же всё изменилось за эти несколько месяцев войны. А теперь её ведут на расстрел.
Есть люди, чья жизнь похожа на комету – короткая, но ослепительно яркая. Такой была и она – девушка, чьё имя навсегда вписано в героическую летопись Великой Отечественной. Лиза Чайкина. Или просто – Чайка, как ласково называли её товарищи.
Августовское солнце заливало светом маленькую деревушку Руно, затерянную среди лесов Тверской губернии. Именно здесь 28 августа 1918 года родилась девочка, которую назвали Елизаветой. Родители и не думали, что растят будущую героиню...
- Опять с книжкой, Лизавета? - качала головой мать, Ксения Прокофьевна. - Хоть бы по хозяйству помогла!
- Сейчас-сейчас, - отвечала Лиза, не отрываясь от страниц.
Жизнь в деревне не баловала семью Чайкиных. Отец вернулся с Первой мировой калекой, и основная тяжесть забот легла на плечи матери и детей. До 1928 года в Руно даже школы не было.
Лиза пошла учиться только в десять лет. После четырёх классов образование можно было продолжить лишь в посёлке Пено, но отправить дочь для дальнейшей учебы для бедной крестьянской семьи оказалось невозможным.
Что было делать девушке с жаждой знаний, но без возможности получить образование? Лиза нашла выход – самообразование! Она читала всё, что попадалось под руку: газеты, книги, журналы.
А по вечерам в её доме собирались сельские ребята, и Лиза организовывала для них самодельные кружки по русскому языку, литературе, математике. Вот такой самодельный "университет" в глухой деревне.
- Лиза, ты бы замуж думала выходить, а не с книжками возиться, - говорили соседки.
А она только улыбалась в ответ.
Её ждала совсем другая судьба...
Уже в пятнадцать лет она стала заведующей "избой-читальней". Случилось это почти случайно: прежняя заведующая уехала, а Лиза просто пропала из дома на целые сутки, чтобы организовать школьную книжную ярмарку. Вернулась – и прямиком в клуб.
"Девочка, что всё читала" – так звали её в деревне. Лиза быстро освоилась на новом месте.
1933 год стал поворотным в её судьбе – Лиза вступила в комсомол. Энергичная, умная, целеустремлённая. Неудивительно, что вскоре она стала секретарём местной ячейки ВЛКСМ. Её деятельность ставили в пример.
"Работа избы-читальни была построена так хорошо, что ее стали ставить в пример другим деревням" – написано в документах тех лет.
А дальше жизнь развивалась стремительно. В 1939 году Лиза Чайкина была избрана секретарём Пеновского райкома комсомола.
Друзья шутили, что ей "суждена большая карьера" и скоро её увидят в Центральном комитете ВЛКСМ. Перед самой войной она прошла партийно-комсомольские курсы в Калинине, готовясь к новым высотам.
Но история распорядилась иначе.
22 июня 1941 года. Воскресное утро. Безоблачное небо. И страшное слово – ВОЙНА.
Как строки Константина Симонова: "Тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой..." День, когда всё изменилось. Для страны. Для Лизы. Для миллионов советских людей.
Как член райкома ВЛКСМ Лиза активно включилась в организацию призывников, выступала на митингах, готовила пополнение для Красной Армии.
"Комсомольцы, не подлежащие призыву, проходили ускоренный курс обучения военному делу, готовясь к партизанской войне" – сообщали газеты военного времени.
А враг приближался. Немецкие войска стремительно продвигались вглубь страны. 10 октября 1941 года фашисты захватили посёлок Пено. Территория оказалась оккупированной.
В те дни Лиза организовала подпольную сеть сопротивления.
На хуторе Красное Покатище под её руководством начала действовать подпольная организация. Двадцатитрёхлетняя девушка сформировала партизанский отряд из 85 бойцов!
Уже 11 октября она лично привела 23 человека в лесной лагерь, положив начало настоящему сопротивлению. Её избрали секретарём подпольного райкома комсомола, и вскоре по её приказу в окрестных сёлах создали 19 комсомольских групп по 2-3 человека, ведущих разведку и связь с партизанами.
Но этого для нее было мало. Лиза понимала: партизанам нужна продовольственная база.
"Перед самым приходом оккупантов Чайкина занималась вопросами сбора урожая: он не должен был достаться врагу, а помочь пережить зиму местным жителям и обеспечить продовольственную базу партизанам" – свидетельствуют документы.
Задача была выполнена буквально за день до прихода немцев!
Разведка. Агитация. Диверсии... Чем только не занималась Лиза в тылу врага.
- Опасно это, Лиза, - говорили ей товарищи. - Немцы уже ищут тебя.
- А кому сейчас легко? - отвечала она упрямо.
Эта хрупкая девушка проникала в тыл немецких гарнизонов под чужим именем, выясняла расположение вражеских сил, поддерживала местных подпольщиков. Она передавала населению партизанские листовки и сводки Совинформбюро, вербовала новых бойцов, эвакуировала слабых на партизанскую базу.
"Смелая и энергичная комсомолка ходила в разведку, пробиралась в захваченные врагом населённые пункты и добывала ценные разведывательные сведения. Своим страстным и пламенным словом воодушевляла народ, поднимала его на борьбу с фашистскими оккупантами. Она принимала участие в самых смелых и дерзких налётах на фашистские гарнизоны" – гласит официальный рапорт о её деятельности.
В одном из боёв Лиза лично захватила у немецкого офицера ценные документы и карты. Эти трофеи и по сей день хранятся в Центральном музее Вооружённых сил в Москве.
Её прозвали "Чайкой" – и это имя как нельзя лучше отражало её характер: стремительная, бесстрашная, свободолюбивая. Товарищи называли её "руководителем подполья", потому что она умела вести за собой даже в самых безнадёжных ситуациях.
Но любая война – это не только подвиги. Это ещё и предательство.
22 ноября 1941 года. Лизу вызвали в посёлок Пено, чтобы уточнить численность немецкого гарнизона. По пути в Пено она остановилась на хуторе Красное Покатище у своей подруги-подпольщицы Маруси Купровой.
Кто мог предположить, что в доме появятся гитлеровцы.
...Стук в дверь. Резкие немецкие голоса. Лай собак.
Дом Купровых окружили. Всю семью расстреляли на месте. А Лизу схватили и увезли в Пено.
В районном центре немцы устроили допрос в присутствии местных жителей. "Кто ты такая?" – спросил офицер.
"Иванова из Ленинграда," – твёрдо ответила партизанка.
Эта уверенная ложь поставила немцев в тупик. Но тут вмешался предатель-староста Тимофей Колосов. Он настаивал, что пойманная – секретарь райкома комсомола Лиза Чайкина.
Офицер вывел жителей Пено на площадь и вновь спросил толпу: "Кто знает эту девушку?"
Молчание. Тягостное молчание... Но вдруг тишину нарушил женский голос. Местная торговка Арина Круглова внезапно выкрикнула: "Да кто ж её не знает! Это Лизка Чайкина, их вожак комсомольский!"
Этот крик решил судьбу Лизы. Немцы подали знак – и её повели к месту расстрела.
23 ноября 1941 года юную подпольщицу расстреляли рядом с подвалом райкома ВКП(б).
До последнего мгновения она не предала товарищей, держалась мужественно и гордо. Даже в страшные минуты Чайкина не выдала ни одного своего соратника.
Подвиг - это когда человек в критический момент поднимается над собой, над своими страхами и слабостями. Когда ставит общее благо выше собственной жизни. Именно таким был подвиг Лизы Чайкиной.
6 марта 1942 года Лизе Чайкиной посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза за "отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе". Вместе с этим званием она была награждена Орденом Ленина.
Её история не забыта. Борис Полевой назвал её "Жанной Д'Арк Верхневолжских лесов" и посвятил очерк. Писатели воспели "Чайку" в повестях и новеллах. В 1946 году вышла книга "Наша Чайка" Марии Комиссаровой.
В посёлке Пено и в Твери установлены мемориальные доски и бюсты героини. На одну из аллей Пено смотрит её бронзовый бюст, установленный сразу после войны. Во многих городах Советского Союза её именем назвали школы, пионерские дружины и улицы. В 1969 году вышла почтовая марка с её портретом.
В селе Красное Покатище долгие годы о зверствах гитлеровцев напоминали пустые дома и высохшие руины. Сейчас там установлен памятный знак. И каждый год 23 ноября школьники приносят туда цветы.
Лиза Чайкина оставила пример того, что даже в условиях сурового фашистского ига человек может оставаться честным, мужественным и не продавать идеалы. Что даже хрупкая девушка способна противостоять целой военной машине. Что истинный патриотизм – это не громкие слова, а конкретные поступки.
...Ноябрьское утро 1941-го. Морозный воздух. Девушка, которую ведут на расстрел. Она идёт с гордо поднятой головой. Она знает, что не напрасно прожила свои двадцать три года. Она – Лиза Чайкина. Она – Чайка свободы.
И память о ней жива. В каждом школьнике, читающем о ней в учебнике истории. В каждом посетителе музея, останавливающемся у её портрета. В каждом прохожем, идущем по улице, названной её именем.
Подвиг Лизы Чайкиной – это не просто страница истории. Это живая легенда, завет для будущих поколений: хранить верность Родине и никогда не забывать о долге, даже когда кажется, что совсем нет надежды.
Чтобы об этой истории узнало как можно больше людей, поделитесь этой публикацией со своими друзьями.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев