В приведённом отрывке из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»
расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Ребёнок который живёт среди взрослых и постоя(н,нн)о пр…су…ствует при их разговорах то и дело слыш…т такие слова смысл которых ему (не)понятен. Часто он пытае(т,ть)ся осмыслить их сам (не)обращ…ясь за об…яснениями к старшим вполне увере(н,нн)ый что эта задача не представит для него особе(н,нн)ых трудностей. Он решает её «по вдохновению» внезапно (не)обладая для этого (н…)какими другими р…сурсами кроме сильнейшего языкового чутья и не мудре(н,нн)о что пытаясь самостоятельно добра(т,ть)ся до смысла (не)понятных речен…й он пр…нуждён пр…бегать к самым фантастическим выдумкам.
Услышала например (трёх)летняя Кира что у какой(то) жен(?)щины р…дились двояшки и в ту(ж…)минуту пр…бежала (ко)мне:
– Пон…маеш(?) р…дились два мальчика и об… называю(т,ть)ся Яшки. Их так и назвали два Яшки. А когда они выр…стут их будут звать Миша и Лёва.
Этот миф о двух Яшках избав…л Киру от мучительного чу(?)ства которое испыт…вает каждый ребёнок когда ему станов…(т,ть)ся ясно что он чего(нибудь) (не)пон…мает.
…Эти ошибки показывают в каком напр…влени… совершае(т,ть)ся мозговая работа ребёнка когда он пр…н…мает от нас наше обширное речевое наследие. Они обн…жают те методы при помощ… которых ребёнок овл…д…вает этим к…ло(с,сс)альным богатством.
…Как(бы)(н…)были (не)прав…льны выводы к которым пр…ходит ребёнок самый метод приводящ…й его (к)ним безупреч…н,– метод анал…за сост…вных элементов слова и осмысления их взаимных отношений.
На каком лингвистическом явлении основана ошибка маленькой Киры?
Прочитайте отрывок из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». О каком лингвистическом явлении рассуждает Безенчук с главным героем? Определите род занятий Безенчука. Можете ли вы дополнить его классификацию.
– Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.
– Ну, царствие небесное,- согласился Безенчук.- Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают,- это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,- значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясённый этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
– Я – человек маленький. Скажут: «гикнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
И строго добавил:
– Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая…
Рассмотрите фрагмент генеалогического древа и ответьте на вопросы:
А. Кем приходится Ирина Ильинична Валентине Петровне?
Б. Кем приходится Илья Николаевич Павлу Алексеевичу?
В. Кем приходится Юлия Павловна Татьяне Алексеевне?
Г. Кто сват Ильи Николаевича?
Д. Кто кому приходится свекровью?
Е. Кто кому приходится золовкой?
5. В приведенных ниже поэтических отрывках найдите грамматически неверные формы.
И когда его день кончился молча и странно,
И кони его впервые остались легки,
То пламя свечей её, кольца ключей её,
Нежный, как ночь, мрамор плечей её,
Молча легли в камень его руки.
(Б.Гребенщиков. «Почему не падает небо»)
От брызгов синий холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.
(Г.Р.Державин. «Водопад»)
Не встретит ответа
Средь шума миского
Из пламя и света
Рождённое слово…
(М.Ю.Лермонтов. «Есть речи – значенье…»)
6. При помощи каких суффиксов образуются существительные, обозначающие жителей следующих населённых пунктов: Москва, Петербург, Париж, Баку.
Приведите свои примеры.
7. Отметьте верные и неверные определения знаками «+» и «-», вставьте пропущенные буквы.
К…нфуз – неловкость.
П…ст…мент – подставка.
К…нц…пция – система взглядов.
Гр…теск – победитель.
В…д…виль – короткая комическая пьеса.
Пр…лог – заключительная часть.
Пр…в…звестник – предсказатель, глашатай.
Ф…лькл…р – учение о ритме.
Р…торика – народное творчество.
Ф…л…ал – самостоятельное отделение.
Л…ковать – торжествовать.
К…р…фей – неглубокая пещера
Нет комментариев