✔ Абзац и красная строка
Мы делим тексты на абзацы не просто для того, чтоб нам было удобно читать. Если текст хороший, а членится на абзацы неверно, он и воспринимается не так, как был задуман.
Абзац в первом своём значении — то же, что и красная строка, т.е. строка в тексте, начинающаяся с отступа. Кроме того, абзац означает отрывок письменной речи, заключённый между красными строками.
В древних рукописях первая буква нового абзаца была особенной — красивой, крупной, нередко с завитками и узорами, и непременно отмечалась красной краской. В рукописных книгах она наносилась киноварью (краской). Отсюда и название, которым мы пользуемся до сих пор. Абзац является единицей членения, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая какой-нибудь его момент (тематический, сюжетный и т.д.). Выделение какой-нибудь фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент.
Как пишет «Литературная энциклопедия», абзац можно рассматривать с двух точек зрения: 1) целесообразности начертательной, 2) целесообразности поэтической. Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придаёт книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи.
Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный приём. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчётливыми группировки эмоций, идей, образов. Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки; точно так красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчёркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. На практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы.
Художественные возможности абзаца наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Например, необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности.
В стихотворной речи абзац совпадает со строфой.
Итак, абзац помогает нам лучше видеть и, соответственно, понимать текст.
Разбивая самостоятельно свой собственный текст на абзацы, нужно помнить, что каждый абзац – это самостоятельный смысловой отрезок. Расставляйте абзацы так, чтобы можно было дать каждому из них осмысленный подзаголовок.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4