Многие аспекты его развития до сих пор не находят единого мнения у исследователей. Одно известно точно: язык, на котором разговаривали наши предки, не представлял из себя что-то монолитное. К XI–XII векам на территории нашей страны существовало несколько различных диалектов, причем, развивавшихся независимо друг от друга, например: древненовгородский, древнепсковский, древнекиевский и др.
Немалую роль в появлении языковых разделений сыграло разобщение Киевской Руси на отдельные княжества, а также татаро-монгольское завоевание. Каждое из этих княжеств (Литовское, Польское, Новгородское и др.) внесло свой отличительный вклад в языковое многообразие Руси. Однако со временем над всеми стало преобладать Великое княжество Московское. И если западные и юго-западные диалекты оказались под сильным влиянием польского языка, то язык Московского княжества подвергся этому влиянию в меньшей степени, хотя и заимствовал некоторые лексические и синтаксические явления польского языка.
Огромную роль в формировании русского языка сыграл церковнославянский язык. В то время подавляющая масса публицистики писалась именно на церковнославянском. Москва всячески стремилась к сохранению древних языковых традиций, основанных в большой степени на церковнославянском языке. Именно поэтому русский язык развивался под сильным воздействием церковнославянского, повлиявшего на его лексику, синтаксис, морфологию и правописание, хотя и приобрел много нового.
Ввиду этого хотелось бы разобрать некоторые слова, имеющие для нас вполне устоявшийся смысл, однако оригинальное значение которых было совершенно другим, порой даже противоположным.
Баловаться. Наверняка все родители употребляли этот термин по отношению к своим детям, когда те вели себя не вполне адекватно. Но баловати, означает – лечить, врачевать (от балование, баловьство – медицина, врачевание, лекарство).
Бедный. Слыша это слово, мы представляем либо нищету, либо несчастье. Но более раннее значение этого слова – безрукий. В Евангелии сказано: «Лучше тебе хрому или бедну войти в Царствие Божие…» (Мф. 18: 8), то есть без ноги или без руки.
Безнадежный. Как правило, так мы называем тех, кто обречен на что-то. Но безнадежный означает – неожиданный (сверх надежды и вопреки ожиданиям).
Безобразным мы именуем кого-то уродливого и отвратительного. Но не нужно забывать, что безобразный – это «не имеющий подобия, образа, вида», а это гораздо более широкое понятие.
Беседа у нас бесповоротно ассоциируется с разговором. Но первоначально это слово означало – скамью (от без – вне, снаружи и седение). То есть это скамейка вне дома, снаружи, где можно было посидеть. Со временем это слово стало означать и сам разговор (беседу), которую проводили на этих скамейках.
Боженька. Этот уменьшительно-ласкательный эпитет, относящийся к имени Бог, означал церковь, часовню.
Болван. В отличие от современного оскорбительного значения, это слово также означает «идол, божок (неотесанный кусок дерева, глины)».
Бумажник – то, что набивалось хлопчатой бумагой, например, постель. Сейчас бумажником называется кошелек, причем независимо от того, есть в нем «бумага» или нет.
Взор у нас, как правило, ассоциируется со взглядом. Однако это понятие более широкого плана и означает вид, образ. Например, “мрачный взор” – это не мрачный взгляд, но целиком мрачный вид, что может включать в себя и взгляд.
Возиться (возитися) означает переправляться через реку, быть возимым, а отнюдь не медленную деятельность.
Вредный. Часто этим словом мы называем всяких принципиальных пакостников. Однако корень вред означает «гнойная рана, проказа, чирей». Отсюда вредный, значит – увечный, имеющий рану.
Ворожба. Слыша это слово, мы, как правило, представляем колдунов и всякого рода шептунов. Однако ворожить в древнерусском означало «говорить», а ворожба – это вражда.
Врать. Всем известно слово – вранье, которое сейчас является синонимом лжи. Но врать (вирать) – означает плести. Враный – плетеный. Есть еще похожее слово вран, то есть – ворон, коршун. Отсюда вранье, может быть вороньем. Другое слово врю (вру), врею, тоже далеко от лжи и означает – пишу, копошусь, толкусь, киплю.
Всемирный. Это слово означает не только находящегося в пределах всего мира, но и миролюбивого, весьма склонного к миру.
Жрать. Слово, которое для всех представляет связь с приемом пищи, означает «приносить в жертву, заколать» и постоянно употребляется на литургии.
Гадать (гадати) означает «думать, рассуждать».
Га́дити – порицать, гнушаться, замарать, осквернить.
Глумиться (поглумитися) означает «размышлять, рассуждать». «В заповедех Твоих поглумлюся» (Пс. 118).
Дряхлый – у нас обычно ассоциируется со старчеством, ветхостью. В реальности же слово означает – печальный, унылый, смущенный. «Он же (юноша) дряхл быв о словеси: отыде скорбя: бе бо имея стяжания многа» (Мф. 19: 22).
Забава. Всем знакомо это слово. Однако забавление не означает веселие или развлечение, но – промедление, задержку. Отсюда забава – это затруднение, задержка, препятствие.
Задница. Это слово ассоциируется у нас с известной частью человеческого тела. Однако в древности задницей назывался спор об оставшемся наследстве.
Зазор. Это слово мы часто употребляем в значении «промежуток, расстояние, просвет между предметами». Но зазором назывался грех, позор, бесславие. Зазреть – осудить, пересудить.
Злачный. Современное значение этого слова – мрачный, грешный, недостойный. Тогда как на самом деле оно имеет прямо противоположный смысл. Злачный (от слова злак), то есть изобилующий злаками, обильный, плодородный, добротный, травный, зеленый. «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих в месте злачне…» (последование погребения).
Изумление у нас, как правило, понимается как удивление. Но это слово происходит от – из ума – т.е. выйти из ума, сойти с ума, обезуметь и т.д. Изумлен – бешеный, в ярости.
Кал – это далеко не только продукт биологической жизнедеятельности живых организмов, но первоначально – грязь, тина, ил. Кальный – запачканный, замаранный.
Катавасия. Слово, которое в русском языке может иметь множество значений, начиная от беспорядка и суеты и заканчивая котом Васей, на самом деле означает спуск, схождение. Это элемент церковного богослужения, когда для повторного пения ирмоса канона оба хора сходились вместе в центр храма. Сейчас катавасией называется вообще любой ирмос той же песни канона (даже без схождения хоров).
Козырем сейчас называют либо ведущую масть в игральных картах, либо кого-то, имеющего авторитет. Тогда как в древности козырем назывался высокий, красивый воротник, украшенный драгоценными камнями и закрывавший весь затылок. Он являлся предметом щегольства. Отсюда выражение «ходить козырем».
Слово колобродить мы обычно употребляем в значении «праздно шататься, бродить, шуметь». Однако его значение – говорить не к месту, изворотливость в словах (от ко́ло – колесо).
Лаять – кроме известного значения – может также значить «хулить, поносить, бранить» (лай – хула, поношение).
Легание. Это слово у нас ассоциируется с коровой или лошадью. Тогда как легание – это лежание или опочивание.
Летний у нас обычно ассоциируется с самым жарким временем года, но древнерусское значение этого слова – годовой, ежегодный, напр. летняя память – ежегодное поминовение (от «лето» – год).
Лихо. Это слово мы употребляем в значении «быстро, искрометно». Но лихо – это в первую очередь беда, несчастье, зло (лихость – злоба).
Мошонка (мошна). Мошной назывался кошелек, который делался из кожи, бархата, атласа и различно украшался. Отсюда мошенник – тот, кто залазил в чужой кошелек (мошну).
Наваждение. Часто говоря это слово, мы имеем в виду видение или какое-то таинственно-мистическое стечение обстоятельств. Но все гораздо проще. Наваждение – это клевета, наговор (навадити – подстрекнуть, оклеветать).
Нагло. Наглых людей не нужно представлять; их видно и слышно со стороны. Однако наглый означает – скорый, быстрый, внезапный, нечаянный.
Наказание. У современных людей это слово ассоциируется с обязательным элементом воспитательного процесса и может означать целый ряд прещений, начиная от постановки в угол и заканчивая ремнем. Однако наказание означает наставление, учение, образование. Таким образом, истинное наказание имеет своей целью научение человека, его вразумление, а не просто демонстрацию своего авторитета и тем более вымещение злобы.
Напрасно. Древний смысл этого слова совершенно отличается от современного и означает «внезапно, неожиданно».
Необратимо – нераскаянно.
Нечаянно –(от не чаять) неожиданно.
Нуждник – усиленный искатель, принуждающий себя.
Обаятельный – значит не просто красивый, привлекательный, но имеющий отношение к обаянию – очарование, заговор, заклинание, колдовство.
Озлобление. Для большинства людей это слово напрямую связано со злобой, то есть злостью. Но означает оно совершенно другое, хотя и может сопровождаться злостью. Озлобление – это притеснение, бедствие, обида. Быть озлобленным – значит находиться в трудных, бедственных обстоятельствах. А озлобить кого-то – значит причинять зло, угнетать.
Орать. Для нас это слово является синонимом крика, истерики. Но если подумать, то можно вспомнить, что орать (орати) означает пахать. Поорать (поорати) – взрыть, вспахать; орали весь день. Отсюда оральный (орательный) – пахотный.
Отоварить – нагрузить.
Отовариться – поднимать, убирать, уносить.
Поганец – язычник, идолопоклонник. Поганый – почитающий языческих богов.
Погода (Догода) – славянское божество.
Позор. Это слово мы употребляем в значении «стыд и срам». Однако позор – это зрелище, цирк. Отсюда позорник – зритель цирка или какого-то игрища. Так, по 18 Правилу святых апостолов тот, кто женился на… позорищной, т.е. актрисе, не мог не только иметь никакого сана, но и вообще находиться в священном клире.
Польский. В первую очередь это слово означает «полевой, обитающий на полях», так как и сама Польша переводится как полевая, равнинная страна, получившая свое название от западнославянских полян.
Помет. Это слово не имело никакого отношения к голубям или гусям, но означало – сбор, от пометать – мести, собирать. Например: пометные деньги – собранные деньги (приобретенные сбором).
Понос. Для большинства людей это слово непременно связано с дефекацией. Однако его значение – бесчестие, поношение, позор.
Посягать. Это слово мы сейчас употребляем по отношению ко всему: и чужой собственности, и жизни, и неприкосновенности своего жилища. Но раньше оно касалось исключительно мужа и жены: посягать – выходить замуж, жениться.
Пошлый. Когда мы слышим это слово, у нас возникают ассоциации с чем-то аморальным и безнравственным. Однако более раннее значение этого слова – обычный, старинный. Со временем значение развилось примерно так: обычный, неинтересный, надоевший, непристойный.
Праздник. В старославянском языке это слово имеет один корень со словом порожний (пустой). Первоначальное значение этого слова – пустой, не занятый работой день.
Пресловутый. Сейчас люди употребляют это слово в совершенно разных случаях, порой даже не к месту и не понимая его значения, либо путая его с другими, например, с «маленький, незначительный». В действительности же значение этого слова прямо противоположное – издавна, в высшей степени (очень) известный (от пре – очень и словутый – известный, славный, знаменитый).
Претвориться – означает не просто прикинуться кем-то, но измениться, перемениться.
Прибежать. Это слово у нас однозначно ассоциируется с движением и скоростью. Но прибежать означает «обратиться с просьбой о помощи». А это можно сделать даже не поднимаясь со стула, например, при помощи телефона или в молитве, как мы прибегаем за помощью к Богу и Божией Матери.
Провокация. Это слово мы употребляем в значении намеренного подстрекательства, стимуляции к ответному действию. Но ранее оно означало перенесение дела в высшую инстанцию.
Р. (Кропотов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 37
А что было до?
Если "археологи" не показывают древних письменностей, то это не значит, что они ничего не нашли. Им велено делать вид, что библия описывает реальную историю. Что ну совсем для тупых.