Мальчик рос в окружении знаменитых актёров, писателей, поэтов, композиторов.
Отчимом Алеши (с пятилетнего возраста) был писатель-сатирик В.Ардов. В дом приходили И.Ильф и Е.Петров, М.Зощенко, Ф.Раневская, Л.Русланова, Б.Пастернак, М.Булгаков, О.Мандельштам, А.Ахматова, Д.Шостакович… И впоследствии Баталов говорил, что они очень повлияли на его становление как артиста.
В выборе профессии у Алексея сомнений не было — он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году, и до 1957 года был актёром сначала Центрального театра Советской Армии, а затем и МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться в кино.
Режиссёр И.Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Именно этот режиссёр сделал из Баталова актёра, сняв его ещё в четырёх картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова — чистые и душевные люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
Работал актёр и с другими режиссёрами — у М.Донского он снялся в картине «Мать» (1956), у М.Калатозова в фильме «Летят журавли» (1957), который вошёл в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и принёс множество призов престижных кинофестивалей. Режиссёр М.Ромм снял фильм «Девять дней одного года» (1962) с Баталовым в роли физика Гусева. Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени, а Ромм, Баталов и Смоктуновский — кумирами советской интеллигенции.
Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым и к режиссёрам, и к материалу, с которым он работал. Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др.
Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссёрская работа. В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял ещё две картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы — пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения литературного смысла в экранный.
Когда на экраны страны вышел фильм «Москва слезам не верит», зрительницы завалили «Мосфильм» признаниями в любви Гоше (он же Гога, он же Жора). «Подскажите, на какой электричке ездит Баталов?» — на полном серьёзе спрашивали в письмах поклонницы.
Однако актёр всегда был страстным автомобилистом, а свою первую машину «Москвич» купил в юном возрасте на деньги, которые ему подарила Анна Ахматова.
Алексею было всего три года, когда его мать, актриса МХАТа Нина Ольшевская, развелась с Владимиром Баталовым и вышла замуж за писателя-сатирика Виктора Ардова. Семья жила в «писательском» доме в окружении знаменитых литераторов. В гости к Осипу Мандельштаму из Ленинграда часто приезжала Анна Ахматова, а из-за отсутствия свободного места у писателя останавливалась у его соседей.
Юный Алексей Баталов предоставлял «тёте Ане» свою шестиметровую комнатку, а сам отправлялся спать к братьям.
Однажды Ахматова вручила Баталову свой гонорар за перевод: «Лёшенька, какой же ты артист?! У тебя даже приличного пиджака нет. Пойди оденься поприличней». Но актёр потратил деньги не на одежду, а на машину. Увидев «обновку», поэтесса только вздохнула: «Лёшенька, а что, пиджака не было?»
Баталов не страдал от отсутствия женского внимания, но при этом никогда не был ловеласом. Очаровательную цыганку Гитану Леонтенко он увидел сначала на арене Ленинградского цирка, а потом встретил в холле гостиницы «Европейская», где остановился на время съёмок в кино. И влюбился… Против романа выступили все родственники девушки: цыганка должна стать женой цыгана! Баталову даже физически угрожали. Но актёр не испугался и через несколько лет всё-таки привёл Гитану в ЗАГС.
Кинокарьера Баталова складывалась успешно. Он снялся в фильмах «Девять дней одного года», «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек». Съездил в Канны с картиной «Летят журавли», где познакомился с Федерико Феллини и подружился с Марчелло Мастроянни. В семье тоже всё шло хорошо — супруги ожидали появления дочери. Новорождённой поставили страшный диагноз — «детский церебральный паралич».
«Алёша очень сильно переживал, — говорит коллега Баталова по фильмам «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек» актриса Инна Макарова. — Зная, что мой муж работает врачом, просил посоветовать хороших специалистов. Но, к сожалению, этот недуг не лечится. Думаю, если бы не болезнь дочери, творческая судьба Баталова могла сложиться совсем иначе…»
Много лет лет знаменитый актёр ухаживал за дочерью, возил её на лечение за границу. Последний раз на съёмочную площадку Алексей Баталов вышел больше двадцати лет назад. Зарабатывал тем, что вёл радиопостановки, работал режиссёром, преподавал за границей. Руководит кафедрой актёрского мастерства во ВГИКе.
Студенты обожали профессора Баталова. «Помню, я как-то пришла на занятие по мастерству, а конспекты дома забыла, — вспоминает актриса Татьяна Лютаева («Гардемарины, вперёд!», «Тайны дворцовых переворотов»). — Алексей Владимирович посадил меня в свою «Волгу» и повёз в общежитие за тетрадкой. Баталов всегда был понимающим преподавателем. Но при этом строгим. В день смерти Брежнева весь ВГИК разбежался по домам.
«Что случилось?» — спрашивает Алексей Владимирович. «Леонид Ильич умер», — говорим мы.
«Царствие ему небесное. Но почему надо отменять занятия?»
И мы единственные во всём институте в тот день занимались до 11 вечера».
«Алексей Владимирович мог сидеть с нами на репетициях до двух часов ночи, — вспоминает другой ученик Баталова режиссёр Дмитрий Иосифов (зрители знают его по роли Буратино). — Он отдавался нам полностью. Помню, как-то вышли из института перекусить. Баталов что-то увлекательно рассказывал, а мы брели за ним гуськом. И пришли не в свою столовку, а в ресторан гостиницы «Байкал». Подходит официант: «Что будете заказывать?» Мы смотрим с грустью в меню: «Мне морс», «А мне витаминный салат за 12 копеек». «Стоп, буду говорить я! — прервал нас Алексей Владимирович. — Каждому по рассольнику…» И накормил весь курс в 12 человек.
Помню, как мы умирали со смеху, когда Алексей Владимирович показывал отрывки. Жаль, что его комедийный талант так и не был реализован в большом кино. Ещё мы слышали стихи мастера, которые он даже не пытался публиковать».
Преподаватель ВГИКа Роберт Спиричев проработал вместе с Баталовым более 15 лет: «Как-то зашли с Алексеем Владимировичем в магазин недалеко от института. Подходит женщина. «Я работаю на телевидении, — говорит она Баталову. — Вы не хотели бы сняться в рекламе? Мы вам заплатим хорошие деньги». — «Извините, но я не снимаюсь в рекламе». — «Мы заплатим о-очень хорошие деньги». Но актёр категорически отказался.
А ведь было начало 90-х годов, за преподавание даже маститые артисты получали смешные деньги. Но Баталов не продался, не изменил своим принципам. И во второсортном кино играть отказывался, несмотря на то, что на кафедру приносили кипы сценариев.
Особое место в творчестве Баталова занимала работа на радио, где его радиотеатр — это театр живого актёра. Среди его радиопостановок: «Казаки» Л.Толстого, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Поединок» А.Куприна, «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. По этим спектаклям учились работать радиорежиссёры, их изучали театроведы.
С 1975 года Алексей Владимирович преподавал во ВГИКе (с 1979 — профессор, с 1989 — заведующий кафедрой актёрского мастерства). Помимо России его ученики работают во многих странах мира. Он сам часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актёрской школы. Также Баталов писал книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекался живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых людях «Прогулки по Москве».
Известен он был и как активный общественный деятель. Многие годы Баталов являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина»; принимал активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». В 2007-2013 годах был президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Огромный вклад Народного артиста СССР Алексея Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными, кинематографическими и общественными наградами.
«Я хорошо прожил свою жизнь. Да, небогато, без больших карьерных всплесков, но я никого не оскорбил, ничем не поступился. Есть люди, которые вспомнят меня добром. А это не так уж мало, правда?
Дожив до своего возраста, я открыл совершенно невероятную вещь. На склоне лет выясняется; что всё, что с вами происходило — тяжёлого, ужасного, иногда невыносимого, — это звенья одной цепи, которая называется ваша жизнь. Нельзя выбросить ни одно звено.
Она только тогда будет ваша, если все звенья останутся на месте. Даже тяжелейшие периоды жизни принесли что-то бесценное. Но надо дожить до старости, что бы понять, как всё тонко и взаимосвязано вокруг. Ни за что на свете, как говорил поэт, мне не нужна другая судьба кроме той, которую мне подарил Бог в России.
Больше всего меня огорчает нынешнее служение деньгам. Это самое сильное искушение, люди на глазах ломаются и превращаются в неизвестно что. Раньше, идя домой по деревне, вы могли постучаться в любой дом и вас на ночь пустили бы. А сегодня родную бабушку внук выбрасывает из квартиры. И при этом он вам со знанием дела объяснит, как это выгодно; тут 6 метров выгадает, там 200 долларов и т.п. Детей рожают, чтобы после развода побольше слупить с богатого мужа. Всё это самое нерусское и самое омерзительное, что есть.
В современной деревне друг друга все боятся, телевидения насмотрелись. А раньше совершенно незнакомый человек вам говорил: «Здравствуйте!» Извините меня, это глубочайшая культура. Ломоносов же с обозом рыбы из деревни пришёл в столицу. Ну откуда он мог взяться, как? Этот человек заложил основы образования в России, а пришёл с обозом рыбы.
А самое дорогое для меня — это русская культура, милосердие, которые в России всегда были и остаются, между прочим, и сегодня. Просто очень тяжёлое время сейчас… Я, к сожалению, вообще не помню времён, когда так уж всё здесь было хорошо. Нет в России такого времени; вот наконец мы пожили!
Ссылки, братоубийственная Гражданская война, голод, НЭП, репрессии, коммунизм и соцреализм, когда и Чехов, и Достоевский не годились. Великая Отечественная война… Может быть, эти страдания даются народу нашему, дабы он не забывался и понял свои ошибки?.. Испытания посылаются свыше, и Бог смотрит, как люди их выдерживают.
Алексей Баталов «Ото всюду обо всём»
Скончался Алексей Владимирович Баталов во сне 15 июня 2017 года в Москве, на 89-м году жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 626