В то время в Советском союзе было трудно представить использование слова «Рождество» в названии любого фильма. Поэтому Александр Роу прибегнул к небольшой хитрости: он взял общее название сборника повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», таким образом обойдя цензурные запреты.
Однако сцены с народными гуляниями (колядование) всё же вошли в фильм, несмотря на их явно религиозный подтекст.
Снимать картину изначально планировали под Полтавой, как раз в тех местах, о которых упоминается в повести Гоголя. Но зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине тёплая, малоснежная. И хотя Роу слыл мастером по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег всё равно не сможет, как это описано у Гоголя, «загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами». И тогда Александр Артурович принял решение делать фильм в тех краях, где он снимал дебютную киносказку про Емелю, — на Кольском полуострове, в Хибинах.
Киноэкспедицию снарядили в марте. В посёлке «13‑й километр» под Кировском за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов — лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, так что зритель не почуял подвоха. Поселян для массовки (гарных парубков и колядующих девчат) набирали в Кировске по объявлению. В основном, среди студенток-медичек и рабочих-горняков. А вот актёров на главные роли загодя подыскали в Киеве и в Москве.
На объявление о съёмках в фильме откликнулась масса людей: кандидатуры с крашеными ногтями и кольцами отклонялись сразу — Роу тщательно следил за подобными мелочами. На роль Оксаны пробовалось около 5000 претенденток, но предварительно одобрили Юлию Пашковскую по протекции Юрия Тимошенко, который сам пробовался на роль дьяка Осипа. Однажды, случайно увидев Людмилу Мызникову, которая проходила по киностудии Довженко и пробовалась на роль в другом фильме, Роу незамедлительно определился с исполнительницей Оксаны. Вот как она сама об этом вспоминала: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила. С Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!». Роль Вакулы досталась студенту Киевского театрального института Юрию Таврову. Надо отметить, что это была единственная крупная роль для молодого актёра. После этого его кинокарьера не сложилась — он сыграл несколько эпизодических ролей, а затем имел большие проблемы со здоровьем и вовсе пропал.
Второстепенные персонажи в картинах Александра Роу всегда занимали особое положение и зачастую оттягивали на себя существенную часть славы у главных героев, особенно это касалось Георгия Милляра, который играл всю «нечисть» во многих его фильмах. Ученик Всеволода Мейерхольда, Милляр идеально подходил под гротескные роли, предлагаемые Роу. Главная баба-яга страны Милляр запомнился своим талантом и идеальными перевоплощениями во всех главных сказках Роу. В жизни Георгий Францевич был подстать своим персонажам, очень весёлым и саркастичным человеком. На съёмках он веселился как ребёнок: например, исполнителя роли кума Панаса (Анатолий Кубацкий), он называл Поносом, а себя за свои проделки Стариком Похабычем.
Однако, каждый раз надевая костюм черта, он неизменно повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!». С исполнительницей роли Солохи Людмилой Хитяевой он постоянно шутил и порой было невозможно понять, играют ли они в данный момент или просто веселятся.
Для съёмок технически сложного эпизода «полёт чёрта» Милляру пригласили дублёра — циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и какое-то время 58‑летнему актёру пришлось исполнять трюки самому. Несмотря на боязнь высоты, Милляр быстро вошёл во вкус и с удовольствием исполнял воздушные кульбиты даже при выключенной камере.
По сюжету летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку. В качестве звёзд использовались ёлочные игрушки, подвешенные на чёрных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвёт нитки с видимым усилием.
Милляр и Хитяева устраивали застолья и пели песни в перерыве между съёмками. 30‑летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени была признанной кинозвездой, взяли на роль Солохи безо всяких проб. «Я тогда молоденькая была, тоненькая, а нужно было играть женщину в самом соку, мать взрослого сына Вакулы, — рассказывала Людмила Ивановна. — Поэтому меня слегка состарили и “уплотнили”. Чтобы получился настоящий украинский зад, надели несколько юбок. А я, стараясь выглядеть постарше, голову наклоняла — и появлялся второй подбородок».
На колоритную роль дьяка Осипа Никифорыча режиссёр планировал взять всесоюзно известного комика, народного артиста УССР Юрия Тимошенко (Тарапунька из комедийного дуэта «Тарапунька и Штепсель»). «Дед очень хотел снимать в роли дьяка Юрия Тимошенко, — рассказывал двоюродный внук Роу Виталий Павлов. — И его почти утвердили на роль, но он сделал небольшую промашку. Посоветовал Роу попробовать на роль Оксаны певицу Юлию Пашковскую, в которую был влюблён. Роу так и сделал, но когда узнал, что актёр посоветовал ему свою пассию, отказал обоим. Не любил такого».
В итоге на роль дьяка по фото отобрали выдающегося комедийного актера Сергея Мартинсона. Вспоминает Людмила Хитяева: «Он замечательно двигался, был очень пластичным и обладал прекрасным чувством юмора. Когда он тянул руку к моей шее и гнусавым голосом спрашивал: “А что это у вас, божественная Солоха?”, никто не мог удержаться от смеха».
Небольшая, но яркая роль знахаря Пацюка досталась актёру Николаю Яковченко. В знаменитой сцене киношный Пацюк не заглатывал вареники, а наоборот, выплёвывал. Затем шла обратная съёмка. (Такой же метод использовали для изображения прыжков черта: циркач-дублёр прыгал задом наперёд с большой высоты.) В ходе съёмок Яковченко так объелся варениками, что потом долго не мог на них смотреть.
Впервые фильм показали в Кировском доме культуры для местных жителей, которые принимали участие в съёмках. На премьере картины творилось настоящее гоголевское безумие — в фойе местного дома культуры бегали черти и забрасывали зрителей искусственными снежинками. Общесоюзная же премьера картины состоялась 8 января 1962 года — запустить фильм ровно в день православного Рождества не дозволили.
Великому режиссёру удался ещё один сказочный шедевр, который с большим удовольствием смотрят зрители всех поколений по сей день. Фильм Александра Роу, наполненный рождественским настроением, погружает нас в гоголевский мистический мир, передавая современникам культуру и быт простых людей.
prajt
Комментарии 33
Что и здесь тоже политика?
Полтава Сорочинцы и при Гоголе были украиной.
А умникам которые щас начнут писать..что украина это окраина россии , напишу так..Читайте труды своего Ломоносова..он еще 300 лет назад писал об украине и ее уникальном языке . Полтава основана ..в 400х годах
Киев в 900.
Так что никаких дурных окраин не было..