«Деловые люди» (1962 год, режиссёр – Леонид Гайдай). Замечательная советская комедия, снятая по мотивам новелл знаменитого американского писателя О. Генри.
Юрий Никулин сыграл вора в новелле «Родственные души». История о том, как некий вор залез в дом к некому богачу, который, как назло, остался дома. И с ними происходит забавная история... Юрий Никулин и Ростислав Плятт исполнили свои, не слишком большие роли, просто блестяще.
«Денискины рассказы» (1970 год, режиссер – Владимир Храмов). Советский художественный телефильм по рассказам известного детского писателя Виктора Драгунского. Юрий Никулин сыграл маленький эпизод – соседа Дениски из похожего дома.
«Двенадцать стульев» (1971 год, режиссёр – Леонид Гайдай). Блестящая экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Мало кто знает, что сначала Юрий Никулин претендовал на роль Кисы Воробьянинова. Но режиссер решил иначе. Гайдай определил Никулина «в дворники», и Юрий Владимирович сыграл Тихона — небольшую, но запоминающуюся роль.
«Точка, точка, запятая…» (1973 год, режиссер — Александр Митта). Советская музыкальная комедия, в основу которой положена повесть Михаила Львовского.
Юрий Никулин исполнил роль отца Леши Жильцова.
«Приключения Травки» (1976 год, режиссер — Аркадий Кордон). Детский фильм по мотивам одноимённой повести Сергея Розанова.
В этом фильме Юрий Никулин сыграл привычную для себя роль – клоуна по имени Чичимори. Хотя эта роль была прописана достаточно необычно – в зачине и финале клоун Чичимори появлялся воочию, а так – разгуливал, летал и кувыркался в нарисованном виде. Рассекал клоун ночью, когда мальчик Травка спал, намекая, что Чичимори вдохновлен образом Оле-Лукойе.
«Они сражались за Родину» (1976 год, режиссер — Сергей Бондарчук). Киноэпопея по одноимённому роману Михаила Шолохова, ставшая по опросу журнала «Советский экран» лучшим фильмом года.
Юрий Владимирович сыграл роль солдата Некрасова. Артиста захватила идея фильма и его персонаж — трогательный солдат Некрасов, который за фронтовыми байками и анекдотами скрывает внутреннюю боль и тоску по мирной жизни. Никулина привлек образ Некрасова еще и тем, что он не был героем. Он называл его флегматичным «тюленем». Святая простота персонажа отражала внутреннюю доброту актера, его потребность окружать людей любовью, заботой, радостью. Однако Некрасов глубоко внутри несчастен, и Никулин мастерски показал боль этого человека, а за ней и боль всего народа через смех и иронию.
«Двадцать дней без войны» (1976 год, режиссёр – Алексей Герман). Советский художественный фильм по книге Константина Симонова.
Совсем другой солдат в исполнении Никулина – писатель и военный корреспондент Василий Лопатин. Сперва актер решительно отказался от роли, он совершенно не видел себя в этом образе, в котором угадываются автобиографические черты Константина Симонова. Никулин не верил, что у него получится столь сложный и трагичный образ, тем более ему еще не доводилось играть такую тонкую любовную линию на экране. Однако режиссер все-таки смог убедить артиста. Позднее, после просмотра картины, артист признавался, что больше не жалеет о том, что согласился сыграть Лопатина. Картина стала настоящей жемчужиной в его фильмографии, неожиданной и самой необыкновенной и трагичной ролью, открывшей зрителю совсем другого Никулина.
«Чучело» (1983 год, режиссер — Ролан Быков). Художественный фильм по одноимённой повести Владимира Железникова, написанной на основе случая с внучкой автора, которая взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей бойкот.
Главная героиня – шестиклассница Лена Бессольцева, сумевшая выстоять в столкновении с подлостью и предательством. Для советских кинозрителей фильм стал откровением, одним из первых, в котором советские школьники были показаны антигероями.
Юрий Никулин сыграл любящего дедушку Лены Николая Николаевича, который собрал в себе все черты русской интеллигенции. В смысле доброты, ума, понимания, скромности…
Это была последняя большая роль в кино великого артиста. Впоследствии он будет появляться на экране в эпизодических камео.
М. Сарычева
Комментарии 8
Он достоин народной любви