#этот_день #МесяцЗнаний
5 октября отмечается Всемирный день учителя (World Teaches' Day), который был учрежден в 1994 году ЮНЕСКО. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день (Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя»).
Именно поэтому теперь День учителя в России празднуется 5 октября, а не в первое воскресенье октября.
Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers).
Неизменно до сих пор в первое воскресенье октября День учителя отмечают в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, на Украине.
День учителя - один из самых трогательных праздников, в России, как и в более 100 странах мира, празднуют ежегодно 5 октября.
Профессию учителя всегда считали самой важной и уважаемой. Учитель — это не просто профессия, а настоящее призвание, так как хороший педагог дает не только знания, но и воспитывает новое поколение. Праздник призван привлечь внимание к положению педагогов в обществе, их роли в образовании и развитии.
День Учителя — это праздник, который посвящен всем работникам образовательной сферы. В этот день люди смогут отдать дань уважения своим учителям, еще раз поблагодарить за приложенные усилия. Это символ признательности и уважения к педагогам.
Отмечают этот день не только педагоги, но и все учащиеся.
В День учителя в российских школах проводятся неформальные праздники, на которых чествуют учителей. По традиции, учителям дарят цветы и символичные подарки, устраивают для них праздничные концерты и театральные постановки. Любимых учителей приходят навестить бывшие ученики. На мероприятиях, посвященных Дню учителя присутствуют родители учеников, которые вместе с учителями могут оценить выступления своих детей, а также морально поддержать их.
Проводятся и общегосударственные мероприятия, в ходе которых руководство страны награждает заслуженных учителей и педагогов, достигших наилучших результатов в своей работе. В этот день отмечают заслуги лучших по профессии среди школьных учителей и преподавателей средних и высших учебных заведений. С 1992 года проводится конкурс "Учитель года России", учредителями которого являются Министерство образования и науки, Общероссийский профсоюз образования и "Учительская газета". Первый конкурс проводился в 1990 году, но после распада Советского Союза конкурс приобрел статус "всероссийского".
О профессии.
Профессия учителя действительно возникла очень давно. Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Согласно археологическим раскопкам, первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилоне, Ассирии, Египте, Индии.
Историки считают, что к появлению профессии учителя и учебных заведений привела необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям. С тех античных времен школа стала основой для развития человечества. В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах — жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы — для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов — готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире были три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ). В Древней Греции появились многие педагогические термины, которые используются по сей день: "педагогика", "дидактика", "педагог", "риторика" и другие.
Людей, которые занимались педагогической деятельностью, в Древней Греции называли — педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально "детоведение, детовождение" — воспитатель) — домашний раб, сопровождавший ребенка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребенка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя.
Возникновение русской национальной школы в Древней Руси связывают с именем князя Владимира Великого, при котором произошло Крещение Руси в 988 году. Потребность в обучении грамоте в тот период усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие — "учительные люди" и "учительная литература": летописи, сказания, жития, поучения и так далее. Одно из них — "Поучение Владимира Мономаха".
На Руси уже в ту далекую эпоху осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Федорова 1574 году стала "Азбука". С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске. В Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение — Киево-братская коллегия — было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора. Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра Великого. При нем была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет.Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I в 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения "жениться не допускать и венечных памятей не давать".
Екатерина II в 1764 году издает указ об основании "Института благородных девиц" на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены, фрейлины. В губерниях и уездах открывались народные училища. Но все же школ к концу 18 века было еще очень мало.
А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Министерство народного просвещения — первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования, было создано в 1802 году.
Появилась четкая система образования: приходская школа (1 год) — уездное училище (2 года) — гимназия (4 года) — университет. В университет можно было поступить только, окончив классическую гимназию.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Притча о хорошем учителе
Однажды молодой человек узнал в прохожем своего учителя из младших классов. Он подошел к старику и спросил:
— Вы меня не помните? Я был вашим учеником.
— Да, я помню тебя третьеклассником. И чем ты занимаешься сейчас?
— Я преподаю.
— Что же привело тебя к этому выбору?
— Не что, а кто. Вы.
— Каким же образом я вдохновил тебя на нашу профессию?
— Потому что вы так повлияли на меня, что мне тоже захотелось воспитывать юных учеников.
— Позволь мне полюбопытствовать, в чём же выразилось моё влияние?
— Вы на самом деле не помните? Разрешите мне освежить это в вашей памяти.
Однажды мой одноклассник пришел в класс с красивыми часами на руке, которые ему подарили родители. Он их снял и положил в ящик парты. Я всегда мечтал иметь такие часы. Я не удержался и решил взять их из его парты. Вскоре тот мальчик подошел к вам в слезах и пожаловался на кражу. Вы обвели нас всех взглядом и сказали: «Тот, кто забрал часы, принадлежащие этому мальчику, пожалуйста, верните их».
Мне стало очень стыдно, но мне не хотелось расставаться с часами, так что я не признался. Вы направились к двери, заперли ее и велели нам всем выстроиться вдоль стены, предупредив: «Я должен проверить все ваши карманы при одном условии, что вы все закроете глаза». Мы послушались, и я почувствовал, что это был самый постыдный момент в моей недолгой жизни.
Вы двигались от ученика к ученику, от кармана к карману. Когда вы достали часы из моего кармана, вы продолжали двигаться до конца ряда. Затем вы сказали: «Дети, всё в порядке. Вы можете открыть глаза и вернуться к своим партам». Вы вернули часы владельцу и не произнесли больше ни одного слова по поводу этого инцидента.
Так в тот день вы спасли мою честь и мою душу. Вы не запятнали меня как вора, лгуна, никудышного ребенка. Вы даже не удосужились поговорить со мной об этом эпизоде. Со временем я понял, почему. Потому что, как истинный учитель, вы не захотели запятнать достоинство юного, ещё не сформировавшегося ученика. Поэтому я стал педагогом.
Оба замолкли под впечатлением этой истории. Затем молодой педагог спросил:
— Раз вы меня узнали сегодня, не вспомнили ли вы меня в том эпизоде?
Старый учитель ответил:
— Дело в том, что я обследовал карманы тоже с закрытыми глазами.
Источники: Притча о хорошем учителе
Комментарии 20
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Вероника Тушнова
Я уволилась из школы,
Потому что вдруг она
Перестала быть весёлой,
В ней объявлена война.
Здравомыслие в опале,
Мракобесье правит бал,
Роспотреб на пьедестале -
Даже в школе всех достал.
Учат буквы в масках дети,
А за вдох идёт борьба...
Хуже нет на белом свете
Положения раба.
И учитель виновато
В свою тряпочку молчит:
"Извините, мол, ребята,
Виноват во всём ковид!"
Мировая истерия
Забралась и в школьный дом.
Потому термометрия,
Антисептики кругом.
А теперь ещё и маски -
Не побегаешь теперь,
И не тронешь без опаски
Нахимиченную дверь.
Не здоровайся за руку,
В догонялки не носись...
Будет вам теперь наукой
Ограниченная жизнь.
Школьный завтрак по указке:
"Маски сняли - можно есть!"
Раньше даже в страшной сказке
Этой жести не прочесть.
Со слюнями и соплями
Маски детские - куда?
Ну, конечно, в стирку маме,
День покиснут - не беда!
Кто из деток побогаче,
Тот их выбросит - куда?
Это сложная задача,
Посерьёзнее беда...
...ЕщёСтихи учительницы, которая не выдержала...
Я уволилась из школы,
Потому что вдруг она
Перестала быть весёлой,
В ней объявлена война.
Здравомыслие в опале,
Мракобесье правит бал,
Роспотреб на пьедестале -
Даже в школе всех достал.
Учат буквы в масках дети,
А за вдох идёт борьба...
Хуже нет на белом свете
Положения раба.
И учитель виновато
В свою тряпочку молчит:
"Извините, мол, ребята,
Виноват во всём ковид!"
Мировая истерия
Забралась и в школьный дом.
Потому термометрия,
Антисептики кругом.
А теперь ещё и маски -
Не побегаешь теперь,
И не тронешь без опаски
Нахимиченную дверь.
Не здоровайся за руку,
В догонялки не носись...
Будет вам теперь наукой
Ограниченная жизнь.
Школьный завтрак по указке:
"Маски сняли - можно есть!"
Раньше даже в страшной сказке
Этой жести не прочесть.
Со слюнями и соплями
Маски детские - куда?
Ну, конечно, в стирку маме,
День покиснут - не беда!
Кто из деток побогаче,
Тот их выбросит - куда?
Это сложная задача,
Посерьёзнее беда...
Всех проверками замучат,
А детей когда учить?
Только их давно не учат,
Их пора уже лечить!
Кислородный недостаток
Ухудшает кровь и мозг -
Дети в школе станут стадом
Без нажима и без розг.
Не забота о здоровье -
МаразМасочный режим!
Как учить в таких условьях?
Вот поэтому бежим:
От такого беспередела,
От позора и стыда...
Весь мой труд с любимым делом
Скоро канет в никуда.
От безумных мракобесов
Надо школу охранять,
А не то придется вместе
Слезы горькие ронять...
Сколько можно издеваться:
Столько спущено реформ!
Школе некуда деваться,
Если в целом мире шторм.
Я уволилась из ада,
Но душа сильней болит,
И виновник той досады
Коронованный ковид.
Я уволилась из ада,
Но вокруг не меньший ад!
Может быть, нам так и надо,
Потому что все молчат?
Грустно мне смотреть и больно,
Что как зомби стал народ...
Разве можно добровольно
Отказаться от свобод?!