В 1826 году, вскоре после восстания декабристов, Московский университет посетил Николай I. Генерал Иван Дибич, который участвовал в задержании заговорщиков, вспоминал: «Дошло до сведения государя императора, что между воспитанниками Московского университета… господствует неприличный образ мыслей». По приказу Николая I в учебном заведении запретили преподавание философии, а студентов и профессоров обязали постоянно носить форму для «вида порядка и благоустройства».
По указу императора количество студентов философского и юридического факультетов не должно было превышать триста человек. Так император решил «контролировать неблагонадежных» обучающихся. Это ограничение снял только Александр II в 1855 году.
Студенты Московского университета в 1905 году приняли участие в Первой русской революции. Из-за волнений и беспорядков занятия пришлось приостановить на несколько месяцев. Члены Совета университета писали после одного из чрезвычайных собраний: «Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой… как в настоящее время». В том же году был создан студенческий Центральный университетский орган, в который вошли представители всех курсов и факультетов. Его члены собирали деньги для арестованных студентов, помогали малообеспеченным.
В ноябре 1910 года студенты Московского университета устроили сходку из-за смерти писателя Льва Толстого. Из-за траура занятия не велись три дня. И хотя руководство поддержало организаторов мероприятия, вскоре был издан циркуляр «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений».
В ответ студенты 27 января 1911 году устроили забастовку. По распоряжению министра народного просвещения Льва Кассо в этот день в университет ввели полицию, а занятия приостановили. Ректор Александр Мануйлов на чрезвычайном заседании Совета университета сложил с себя полномочия. За ним последовало более ста преподавателей. А к концу семестра университет покинуло больше трети сотрудников, в том числе профессора Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Климент Тимирязев. На их места назначили новых преподавателей, но в знак протеста студенты их лекции почти не посещали.
Сегодня жизнь в Московском университете замерла. В старом здании не было ни души. Занятий в лаборатории не происходит уже около недели. В новом здании университета сегодня были три лекции. У профессора Филиппова сегодня был 1 слушатель. В клиниках нервных болезней и психиатрической собрались студенты. Проф. [Владимир] Сербский (также подавший в отставку) не мог от волнения кончить речь и удалился под продолжительные аплодисменты студентов. (Газета «Речь», 22 февраля 1911 года)
Уволенные сотрудники были восстановлены только в 1917 году, после Февральской революции. Тогда же возникли новые студенческие организации самоуправления — милиция, санитарная служба. Они раздавали оружие, помогали раненым. Их члены демонстративно отказывались подчиняться руководству учебного заведения. Ректор Матвей Любавский вспоминал: «Университет встречает препятствия для возобновления занятий, ибо его аудитории заняты организацией студенческой милиции, которая считает себя автономной, самовольно занимает помещения, отводит их под митинги и реквизирует университетское имущество».
После Октябрьской революции плату за обучение в Московском университете отменили, а студентам начали выплачивать стипендии. Учреждение стало называться государственным. Советские власти изменили учебные программы и уволили часть преподавателей за «контрреволюционные взгляды». На их места назначили молодых специалистов.
В 1919 году был создан подготовительный рабочий факультет — рабфак. Малограмотные люди — в основном рабочие и крестьяне — получали базовые знания, после чего могли поступить в университет без экзаменов. Советский политик Григорий Григоров писал о поступлении на рабфак: «Трудно описать мое состояние, сбывалась моя давняя мечта. Я буду учиться в университете, из стен которого вышли великие люди».
В эти же годы закрыли юридический и историко-филологический факультеты за «насквозь пропитанную ядом враждебную пролетариату идеологию», а на базе медицинского возник 1-й Московский медицинский институт (сегодня — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова). Оставшиеся факультеты стали называть «отделениями». Историю, филологию, естественные науки снова стали преподавать только в 1930-х годах.
В годы Великой Отечественной войны университет эвакуировали сначала в Ашхабад, а затем — в Свердловск (сегодня — Екатеринбург). Но в Москве осталось больше пяти тысяч студентов и преподавателей — все они записались в ополчение и сражались в Битве за Москву. Около трех тысяч из них погибли.
В конце 1940-х началось строительство новых зданий на Ленинских горах, в том числе самой высокой из сталинских высоток — Главного здания МГУ. Занятия там начались 1 сентября 1953 года. Со временем в университете открылись факультеты журналистики и психологии, Институт восточных языков (сейчас — Институт стран Азии и Африки), Научно-исследовательский институт механики. В 1990-х филиалы Московского университета появились в Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане.
В 1995 году открылся музей Московского университета. Сейчас там хранится более трех с половиной тысяч экспонатов, связанных с историей МГУ.
А. Войко
Фото: Московский университет в 1914 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3