Поэтичность тургеневской прозы отмечают все современники. Среднерусские и западноевропейские пейзажи его текстов располагают к идиллии, но она довольно скоро разрушается: Тургенев мастерски описывает любовные коллизии, которые лишь позже приобретут в его прозе политические обертоны. «Тургеневские девушки» горды, душевно независимы, способны на жертву; в ранних тургеневских текстах они запоминаются сильнее, чем герои мужского пола.
Затишье 1854
Молодой помещик Астахов, подумывающий о браке, приезжает в свою деревню, сходится с семьёй соседа и увлекается двумя совсем непохожими друг на друга девушками — Надей и Машей. Появление чужака вносит возмущение в местное общество: Астахов против воли вовлечён в дуэль, но её удаётся расстроить, и мир поэтичного затишья возобновляет свою обычную жизнь. Вновь приехав к соседу, Астахов становится свидетелем трагедии, которая потрясает этот казавшийся идиллическим мир. Впрочем, несколько лет спустя всё это уже вспоминается как сон: обстановка, дорогая сердцу Тургенева, здесь ещё важнее самого сюжета, хотя уже здесь появляются первые «тургеневские девушки».
Ася 1857
В «Асе» реализован классический тургеневский сюжет: герой совершает ошибку и оказывается недостойным любви доверившейся ему женщины. Главный герой Н. Н. знакомится за границей с братом и сестрой Гагиными, которых связывают странная семейная история и не вполне обычные отношения; несмотря на то что Ася ведёт себя очень непоследовательно, именно Н. Н. оказывается виноват в разлуке с ней. Ещё один постоянный мотив тургеневской прозы, работающий здесь, — «русский человек за границей»: поведение соотечественников всегда выделяется на общем фоне.
Дворянское гнездо 1858
Дворянин Фёдор Лаврецкий возвращается из-за границы, разорвав отношения с изменившей ему женой. Он влюбляется в дочь своей кузины Лизу, ничем не похожую на его ветреную супругу. Узнав о смерти своей жены, он объясняется Лизе в любви, но счастливому браку не суждено состояться: жена оказывается жива и здорова. Наряду с Еленой из «Накануне» Лиза — типичная «тургеневская девушка»: красивая, замкнутая, обладающая большой силой воли; к портрету Лизы добавляются религиозность и жертвенность — вплоть до готовности покинуть мир, уйдя в монастырь. Основная сюжетная линия оттенена волнующими побочными, — например, линией немецкого музыканта Лемма, стремящегося к созданию шедевра.
Первая любовь 1860
Немолодой Владимир Петрович вспоминает по просьбе друзей о своей первой любви: шестнадцатилетним он полюбил девушку старше него — своенравную, капризную Зинаиду; та кокетничала с ним, даже испытывала его чувства, но явно не относилась к нему всерьёз. Мучимый терзаниями рассказчик с ужасом узнал, что Зинаида — любовница его отца, и стал свидетелем их жестокого разрыва. Автобиографическая повесть, возможно, раскрывает нам источник многих любовных коллизий в прозе Тургенева.
Вешние воды 1871
22-летний Дмитрий Санин совершает праздный вояж по Европе и спасает 14-летнего мальчика-итальянца. Благодарная семья приглашает его в гости, и он влюбляется в сестру мальчика — 17-летнюю Джемму. Жених Джеммы — ничтожный тип, а храбрость Дмитрия решает исход дела: жениху отказано, Дмитрий сам обручается с прекрасной итальянкой. Однако — типичный тургеневский поворот — Дмитрий делает роковую ошибку: изменяет Джемме и теряет её навсегда. В начале и финале повести мы видим постаревшего Дмитрия: Джемма так и осталась главной любовью его жизни, и он получает письмо от неё с фотографией её дочери, очень похожей на мать.
Л. Оборин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
На них всю жизнь хоть кто-то, да играет.
Как жаль, что в основном играют те,
Кому таланта явно не хватает.
Настроить не умеют инструмент:
Затянут так, что струны звонко рвутся.
Сыграть не получается концерт,
А зрители хохочут и смеются.
Бывает, что найдётся музыкант-
Сыграет и польются слёзы градом.
Захочется, чтоб он играл всегда,
Или хотя бы был он просто рядом.
Но ждать порой приходится всю жизнь,
Ведь редко попадаются таланты,
А если уж попался - то сыграть,
Чтоб не обидно было музыканту.
Откликнуться на пальцев перебор
Да так, чтоб зазвенела даже дека,
И струны превратились в дружный хор
От всех прикосновений человека.
Случаются такие чудеса,
Что инструмент находит музык...ЕщёНевидимые струны наших душ –
На них всю жизнь хоть кто-то, да играет.
Как жаль, что в основном играют те,
Кому таланта явно не хватает.
Настроить не умеют инструмент:
Затянут так, что струны звонко рвутся.
Сыграть не получается концерт,
А зрители хохочут и смеются.
Бывает, что найдётся музыкант-
Сыграет и польются слёзы градом.
Захочется, чтоб он играл всегда,
Или хотя бы был он просто рядом.
Но ждать порой приходится всю жизнь,
Ведь редко попадаются таланты,
А если уж попался - то сыграть,
Чтоб не обидно было музыканту.
Откликнуться на пальцев перебор
Да так, чтоб зазвенела даже дека,
И струны превратились в дружный хор
От всех прикосновений человека.
Случаются такие чудеса,
Что инструмент находит музыканта.
Лишь в тот момент раскроется душа,
Которая всю жизнь ждала таланта.(Ю.Шапкарин)